Sckontakt.ru

Уроки онлайн
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Упражнение для тренинга остров

Тренинговое занятие «Необитаемый остров»
план-конспект занятия по теме

Это занятие хорошо проводить на 1 курсе, когда преподаватель еще не совсем хорошо знает ребят. В процессе игры сразу видно какую позицию занимает ребонок в группе, как к нему относятся и как он сам ведет себя в группе однокурсников.

Скачать:

Предварительный просмотр:

План открытого тренингового занятия

Дисциплина: социальная адаптация учащихся 1 курса

Преподаватель: Гаврилова И.М.

Цели: содействовать процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

Задачи: навыки командообразования, развитие навыков делового общения, умения договариваться, используя позитивные приемы; развитие саморегуляции, выработка и закрепление адекватных форм поведения и реагирования.

Используемые учебники и учебные пособия:

1. Н. Козлов. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, АРД ЛТД, 1997.

2. Т. Эксакусто. Практикум по групповой психокоррекции. Ростов-на- Дону, «Феникс», 2007.

Используемая методическая литература:

1. А. Реан, А. Кудашев, А. Баранов. Психология адаптации личности. Санкт-Петербург, «Прайм-Еврознак», 2006.

2. Л. Анн. Психологический тренинг с подростками. Издательский дом «Питер», 2003.

Материалы к игре: фломастеры – 2 пачки, ручки шариковые и альбомные листы по количеству игроков.

Презентации с релаксационной музыкой.

Психологическая игра для подростков 15 — 17 лет закрепит навыки позитивного делового общения, возможность проявить свои лидерские способности.

— Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычное занятие – мы совершим путешествие на необитаемый остров.

— Как вы думаете , какие качества необходимы человеку, чтобы выжить в условиях острова?

— Как вы думаете, лучше на острове находится одному или с командой и где будет шанс больше выжить?

— Какие чувства испытает человек, если он окажется на острове один?

Для того, чтобы выжить в экстремальных условиях человек должен научиться действовать сообща, прислушиваться к другим людям, сотрудничать, приходить на помощь, уметь договариваться и принимать решения в экстремальных условиях, и если понадобиться – то и в кратчайшие сроки. Вот сегодня мы и посмотрим, как мы умеем взаимодействовать и подчиняться мнению большинства. Для этого мы сначала потренируемся, что в дальнейшем поможет нам при работе.

Давайте сейчас вспомним правила работы в группе:

Правила групповой работы:

  1. Слушай внимательно все выступления.
  2. Не критикуй высказанные идеи.
  3. Не перебивай выступающего, соблюдай тишину.
  4. Не стесняйся высказывать свое мнение, самое простое предложение часто бывает гениальным.
  5. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
  6. Соблюдай личные права членов группы:
  1. право отстаивать свою точку зрения;
  2. право выдвигать идеи;
  3. право на обдумывание;
  4. право на пересмотр, уточнение своей позиции, на выдвижение нового предложения.
  1. Не обижайся.
  2. Будь доброжелательны.
  3. Каждый член группы несет ответственность за результативность работы группы. Успех и неудачу делим поровну

1 упражнение: ПОЖЕЛАНИЕ

Все играющие садятся в круг:

Инструкция: «Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Кто-нибудь встанет, подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодня. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день».

2 упражнение «Встать по числу, по цвету волос, по размеру ноги, по величине ладони, по размеру обуви…) » (психогимнастическое упражнение, тренер использует по своему усмотрению)

Все участники садятся по кругу.

Инструкция: «Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю «четыре», то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действии друг друга».

При обсуждении тренер может задать группе несколько вопросов: «Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение», «На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?», «Какая у нас была тактика?». «Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?»

— Вот мы с вами и готовы отправится на наш необитаемый остров. Предлагаю вам сейчас закрыть глаза, сесть по удобнее и попытаться представить себе то место, куда мы сейчас мысленно с вами перенесемся.

Презентация «Море» с релаксационной музыкой –

на фоне музыки звучат слова ведущего.

— Каждый человек хоть однажды мечтает побыть наедине с собой, своими мыслями, чувствами. И он имеет на это полное право. Но человек существо социальное, и ему трудно быть одному очень долго. Не с кем поделиться своей радостью, не с кем обсудить проблему, посоветоваться, не от кого ждать помощи… Вспомните Робинзона Крузо: сколько усилий он приложил, чтобы преодолеть одиночество и остаться человеком!

Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие на необитаемые острова. Каким будет это путешествие, зависит только от Вас. Нас ждут два острова, «Банановый» и «Кокосовый», которые мы должны будем заселить и сделать жизнь его обитателей безопасной, достойной и интересной.

И так, на необитаемые острова отправляются первые его обитатели – президенты будущих островных государств.

Среди участников проводится жеребьевка.

Кто вытащил фишку с написанными на ней буквами «ПБ», тот президент Бананового острова, «ПК» — Кокосового. Президенты отправляются на «острова».

— Как чувствуют себя президенты наедине с собой неповторимым?

(президенты описывают свои ощущения).

— Как долго Вы можете оставаться в одиночестве?

И так, настало то время, когда Вам захотелось пообщаться, повеселиться, заняться общим полезным делом, показать свои способности. Президенты должны заселить свои острова народом так, чтобы получилось полноценное общество, способное создать каждому его члену условия для успешной и достойной жизни. Выбор производится из оставшихся участников игры по очереди. Начинает тот президент, который первый устал от одиночества. Делая выбор каждый из президентов должен его обосновать. Например: «Я выбираю Афанасьева А., так как он ведет здоровый образ жизни, человек ответственный, справедливый, хочет стать юристом. Без грамотного юриста построить правовое государство невозможно». Выбранный занимает место на острове. Следующий выбор производит президент другого острова и т. д.

Когда президенты заселят свои острова, оставшиеся участники играют роль наблюдателей. Их задача наблюдать за тем, как строят свои взаимоотношения жители в совместной деятельности при решении поставленных задач в достижении цели.

Жители двух островов получают одинаковые задания. Они должны придумать:

— название государства, столицы;

— выбрать песню, которая будет гимном;

— основные законы (5);

-чем будут заниматься жители вашего острова.

Жители островов под руководством президентов работают в течение 15 – 20 минут.

Наблюдатели(если они есть) (каждый для себя) фиксируют основные моменты их взаимодействия на листе бумаги, разделенной пополам: +, -. Оцениваются поступки, способы и приемы взаимодействия, но не личности участников.

Обратить особое внимание на:

— четкость и обоснованность распределения обязанностей;

— руководство со стороны президента;

— умение договариваться позитивными приемами.

— (Это проговаривается, если команды не укладываются по времени — Вдалеке показалось судно, которое приближается к вашему острову – это ваш последний шанс вернуться домой! Если вы поторопитесь, то капитан судна вас примет на борт своего корабля)

«Презентация государства». В течение 3- 5 минут жители каждого острова представляют свое государство и доказывают, что оно лучшее, что именно их государство способно обеспечить каждому его члену жизнь, достойную человека.

Упражнение«Подарок»
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
Время проведения:3-5 минут.
Процедура проведения: ведущий говорит: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

«Свеча доверия»- Я хочу подарить вам эту свечу в знак нашей с вами дружбы, взаимного доверия, сотрудничества и взаимопонимания, пусть она горит как символ вашей групповой солидарности. старайтесь, чтобы она не погасла.

Мне очень понравилось с вами общаться, мне понравились ваши улыбки, ваше доброжелательное отношение друг к другу и чтобы продлить это впечатление я дарю вам видеофильм «Улыбка».

Рефлексия: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?
Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«. В процессе социализации, воспитания и развития личности ребёнка, важная роль отводится учителю. Характер влияния педагога зависит от свойств и качеств личности учителя, его профессиональной .

Тренинговое занятие «Вперед к победе!» Автор-составитель Вознесенская Татьяна БорисовнаПедагог-психолог ГБОУ СПО МО «УОР по гандболу» Цель тренинга: сплочение команды, развитие умения общать.

Тренинговое занятие «Вперед к победе!» Автор-составитель Вознесенская Татьяна БорисовнаПедагог-психолог ГБОУ СПО МО «УОР по гандболу» Цель тренинга: сплочение команды, развитие умения общать.

Данная презентация составлена для всего практического занятия и является иллюстрацией к каждому этапу, включая все виды контроля.

Тренинговая программа «Альтернатива» предназначена для работы с подростками по преодолению возрастных кризисных явлений. Эффективна в работе с детьми подросткового возраста с повышенным уровнем тревож.

Информирование о структуре эмоциональных переживаний, обучение осознания своего эмоционального состояния.

Знакомство ребят 10-12 лет с понятием «толерантнсть» и демонтрация участникам занятия значимости толерантного общения.

Психологическая игра «Необитаемый остров»

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

МБОУ «Маловская СОШ»

педагог-психолог Мордонова О.А.

Психологическая игра «НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ»

Аудитория: все участники образовательного процесса, не более 15 человек

Время: 2 — 2,5 часа

Ресурсы: просторное помещение (либо на улице) стулья по количеству участников, магнитно-маркерная доска, цветные маркеры, губка, планшеты, ручки,

Цель: знакомство и командообразование.

сплочение коллектива, для коллективных путей решения

— развитие воображения, находчивости,

— развитие навыков уверенного поведения, лидерских качеств, повышение самооценки

— вводная информация об игре

— правила и принципы групповой работы

— упражнение «Презентация друга»

1. Задание «Обломки корабля»

2. Задание «Опиши остров»

3. Задание «Маскировка»

4. Задание «Скалолаз»

5. Задание «Болото «

6. Задание «Поселение»

Читать еще:  Как провести тренинг

7. Задание «Письмо в бутылке»

8. Задание «Эврика!»

3. Завершение. Рефлексия.

1.Общая, вводная информация об игре .

Время: 5 мин. – групповая работа, отвечаем на вопросы:

что вы подразумеваете под командообразованием? Для чего необходимо? Что важно при формировании команды?

2. Правила и принципы работы на тренинге

Цель: формулировка и согласование норм и правил поведения участников.

3. Упражнение «Презентация друга»

Цель: — знакомство участников группы

-сбор информации личного характера

1. Задание «Обломки корабля»

Цель: сплочение группы, развитие взаимопомощи и взаимоподдержки, развитие фантазии и воображения.

Ресурсы: большое помещение, «обломки» -плотный картон (газета).

Психолог: «Представьте себе, что однажды вам на телефон пришло смс, где вам предлагают 3-х дневный круиз на корабле по оз.Байкал, все включено и абсолютно бесплатно. Путешествие было приятным и интересным. Однако на третий, последний день вашего замечательного путешествия, неожиданно начался сильный ветер, который поднимал волны Байкала всё выше и выше, в итоге, огромные волны сокрушаясь нанесли большое повреждение вашему кораблю. Ваше положение было усугублено тем, что в трюме вспыхнул пожар, мгновенно распространившийся по всему кораблю. К счастью никто не пострадал, но вы оказались посреди озера на обломках корабля. Штормовые волны разметали вас и унесли обломки в разные стороны от места кораблекрушения. Ваша задача – постараться удержаться на плаву как можно дольше, а так же спасти всех членов команды.

Еще сутки не прекращался ураган и некоторые обломки стали гореть и тонуть. С каждой минутой обломков становилось все меньше и меньше….»

(на полу разложены «обломки», в течении упражнения психолог убирает «Обломки», главное чтобы ни кто не остался «за бортом»)

2. Задание «Опиши остров»

Цель: тренировка умения слышать и слушать, тренировка концентрации на партнере; развитие памяти и аудиального восприятия.

Ход игры: «Измученные, вы увидели на горизонте землю и обрадованные устремились к берегу вплавь. Выйдя на берег, вы увидели… ваша задача описать остров. Игра будет идти с «накоплением» — информация будет накапливаться от игрока к игроку. Каждый участник использует сделанное, сказанное, показанное до него и передает эстафету дальше, добавляя к полученному ранее материалу свою информацию.

Выглядит следующим образом. Первый участник произносит любое предложение на заданную тему: Опишите необитаемый остров, на который вы попали». Второй буквально дословно повторяет услышанное предложение, добавляя к нему своё. Третий возвращается по смыслу к предыдущим двум предложениям и добавляет свое и т.д.»

3. Задание «Маскировка»

Цель: развитие воображения, умения работать в команде.

Психолог: Вы не знаете сколько времени вы еще будете находиться на острове , в поисках еды и места для лагеря, вы решили исследовать таёжные просторы.

Вы забрели в чащу густого леса, и неожиданно из-за бугра, к Вам на встречу вышел медведь …. Ваша задача замаскироваться… медведь уходит.

Вы отправились дальше, и вновь на вашем пути встретились очередные жители тайги стая волков. Вам нужно замаскироваться. Большой секач (кабан). Одинокая рысь. Из пещеры в скале вылетела огромная стая летучих мышей.

Примечание: в создании скульптур должны быть задействованы все участники! Группа дальше не сможет двигаться. Пока каждый участник не найдет свое место в скульптуре.

4. Задание «Скалолаз»

Цель: взаимодействие участников группы через телесный контакт, развитие групповой взаимоподдержки.

Ресурсы : помещение (клейкая лента образующая круг).

Психолог: «Вы с удовольствием продолжаете свой путь минуя самых опасных жителей тайги, но на вашем пути появляется очередное препятствие – огромная отвесная скала с глубоким ущельем, дна которого даже не видно! Ваша задача – пройти вдоль него, не потеряв при этом ни одного участника вашей команды.

Примечание. На полу по кругу наклеена лента. Все участники, крепко сцепившись локтями, стоят по кругу вдоль линии. При этом руками и локтями образуя «выступы»скалы. Один из участников должен пройти вдоль скалы держась только за других членов команды, а они должны его удержать. Пройдя весь круг, участник встает в общую линию, а в роли «скалолаза» выступает следующий. Таким образом, все участники должны попробовать себя в роли скалолаза.

5. З адание «Болото «

Ресурсы: повязка на глаза, картон (газета) «кочки»

Психолог: «Не успев отдохнуть и перевести дух после трудного перехода через скалы, возникло новое препятствие, вы оказались перед болотом большинство участников успели проскочить по кочкам, но неожиданно спустился густой туман, и остальные участники оказались в трудном положении – они совершенно не видят куда идти. Ваша задача- по очереди провести всех участников через болото.

Участники на противоположной стороне дают команду участникам с завязанными глазами, куда ему следует идти так, чтобы он не наступили на листы бумаги. Игра продолжается пока все оставшиеся участники не перейдут «болото».

Примечание: После каждого перехода ведущие меняют местоположение листов, тем самым усложняя задание, либо наоборот упрощая его

6. Задание «Поселение»

Ресурсы: флип-чарт, маркеры, цв.карандаши, скотч, ватман.

Психолог: «После всех испытаний, вы наконец, вышли из непроходимого таежного леса, и увидели прекрасную долину вдоль озера Байкал, изумрудно-зеленая трава, вокруг много деревьев, дикоросов, разныевиды птиц и зверушек. Вам понравилось это место, и вы решили здесь остаться и обосновать новую цивилизацию. Что же нужно для этого сделать? Ваша задача – разбиться на группы, каждая из которых должна создать за 10 мин: 1.-выбрать вождя племени, 2-придумать название и визитную карточку племени и создать тотем.

7. Задание «Эврика!»

Цель: развитие находчивости

Ресурсы: ручки, листы, брелок или любой другой небольшой предмет.

Психолог: «как-то гуляя по берегу озера, кто-то нашел необычный предмет. Что же это? Это оказался брелок для ключей. Ваша задача – придумать как можно больше способов использования брелка за 5 мин».

Примечание: После 5 мин. Группы поочереди называют применение брелка, побеждает та команда. Которая больше придумала применений!

8. Задание «Письмо в бутылке»

Цель: сплочение группы, развитие умения работать в команде.

Ресурсы: флип-чарт, маркеры.

Психолог: «Ну что же, ваш остров оказался весьма комфортным. Однако день приходит за днем, а на горизонте не видно ни одного корабля и вертолета в небе. Остров оказался удаленным от оживленных водных и воздушных путей и может статься, спасатели уже прекратили поиски пассажиров вашего судна, посчитав погибшими.

На берегу вы нашли пустую бутылку и эта находка, разумеется породила у вас идею отправить письмо, доверив его волнам, и сообщить людям о том, что вы живы и здоровы. У вас имеется возможность написать письмо, которое вы положите в эту бутылку. Напоминаю, на всякий случай, что координаты своего острова вы не знаете.

1.Попросите игроков выбрать секретаря, который будет записывать нужную информацию.

2. Начальная буква имен вашей группы – это начало слова. Из всех слов нужно составить телеграфное сообщение. Члены группы придумывают текст и решают, кто должен быть адресатом.

4. допустим, инициалы членов подгруппы выглядит так: Л, Б, У, Н, В, О. Телеграмма может быть следующей: «Любимый босс у нас все ОК».

3. Завершение. Рефлексия.

Психолог: «Ну что же, Ваши письма в бутылках прочитали люди с большого берега, и ваша команда была спасена группой спасателей!».

Теперь я предлагаю всем участникам «вернуться» с нашего большого путешествия, присесть на стулья и поделиться по кругу своими впечатлениями об игре, отвечая на вопросы: Какие были трудности? Где было легко? Что больше всего понравилось? Как Вы себя чувствуете?

Тренинг на сплочение коллектива «Необитаемый остров»

Полева Галина
Тренинг на сплочение коллектива «Необитаемый остров»

Тема: «Необитаемый остров».

Цель: Сплочение коллектива.

План: 1. Разогрев группы.

а) Коллективный рисунок «Наш дом».

б) «Необитаемый остров с каннибалами».

3. Заключительная часть.

1. Разогрев группы.

а) «Рукопожатие и поклон». (Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах).

— Сейчас мы поприветствуем друг друга, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах. Раздаются карточки с ритуалами приветствия.

* объятие и 3-х кратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);

* легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);

* легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);

* легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);

* простое рукопожатие и взгляд в газа (Германия);

* потереться друг ор друга носами (эскимосская традиция).

Один из участников начинает «круг приветствия»: выступает на середину и приветствует партнера, стоящего справа. Потом идет по часовой стрелке и поочередно приветствует всех членов группы.

Затем в круг вступает другой участник, стоящий справа от первого и т. д. и приветствует всех новым жестом.

б) «О коллективе» (По кругу назвать, что в коллективе нравится больше всего

2. Основная часть.

а) Коллективный рисунок «Наш дом».

— Давайте нарисуем для своего коллектива дом, в котором было бы всем хорошо. Для этого каждый участник подойдет к столу и нарисует на ватмане линию или элемент дома и его окружения. То, что уже нарисовано, стирать нельзя, можно только дорисовывать.

Ведущий начинает первым. Кроме того, он побуждает участников рисовать не только части дома, но и его внутреннюю обстановку, заполнять пространство вокруг него. Можно рисовать «стеклянный» дом. Все. Что делают участники, комментируется весело и доброжелательно. Каждый имеет право рисовать то, что считает нужным. Задание выполняется до тех пор, пока на листе остается место, а у «художников» — энтузиазм.

б) «Необитаемый остров с каннибалами».

— Вы летите на самолете. Вдруг он терпит крушение над островом, где живут каннибалы. Остров богат дичью, животными, много растительности. У вашей команды есть возможность взять с собой 6 вещей из перечисленных, чтобы обустроиться на острове и жить там. И так, составьте список вещей, которые Вы возьмете с собой (6 шт.).

1. Миски, кружки, ложки – 9 кг.

2. Сигнальная ракетница – 6 кг.

3. Географические карты и компас – 2 кг.

4. Консервы мясные – 20 кг.

5. Хоз. инвентарь – 12 кг.

6. Канистра с питьевой водой – 20 л.

7. Аптечка – 7 кг.

8. Винтовка с запасом патронов – 30 кг.

9. Презервативы и другие средства контроцепции – 0,5 кг.

10. Шоколад – 10 кг.

11. Золото, бриллианты – 25 кг.

12. Большая собака – 55 кг.

13. Рыболовные снасти – 1 кг.

14. Подборка полезных игр про все – 15 кг.

15. Туалетное мыло, шампунь – 1кг.

16. Теплая одежда – 8 кг.

17. Соль, сахар, витамины – 9 кг.

18. Медицинский спирт – 10 л.

— Огласите список вещей.

— Кто у вас будет лидером?

— Как будите распределять обязанности?

Читать еще:  Навыки деловой коммуникации тренинг

— Как будите делить съестные запасы между членами группы?

— Как будите принимать общее решение?

-Будут ли в вашей группе микрогруппы?

А теперь сделаем выводы о степени сплоченности коллектива.

3. Заключительная часть.

«Пожелание по кругу».

— Пожелаем всем сразу здесь присутствующим что-то приятное. Желаем по очереди по часовой стрелке.

Я вам желаю, чтобы Вы всегда с радостью шли на работу и получали большое удовольствие от своей работы и от общения членами коллектива!

Итоговое занятие за первое полугодие по ФЭМП в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров» Воспитатель: Бачёва И. А ЦЕЛЬ. Выявить полученные знания детей за первое полугодие. ЗАДАЧИ. О. — повторить ориентировку на листе бумаги, названия.

Как мы мам и бабушек поздравляли Готовится к празднику надо заранее. Обсудить сценарий, наметить план мероприятий, раздать стихи для разучивания и начинать работать. Да,.

Психологическая игра «Необитаемый остров»

Данная игра была разработана для группы подростков в возрасте 12-15 лет с девиантным поведением, проходивших курс социальной адаптации в центре защиты прав несовершеннолетних “Душа”. В ней принимали участие педагоги, непосредственно работающие с подростками. К началу проведения игры участники были знакомы друг с другом примерно месяц.

В основу игры вошли элементы и принципы, используемые при проведении тренинга “Веревочный курс”. Особенностями этого тренинга является использование физических способностей человека для развития определенных психологических качеств, включение туристских препятствий, акцент делается на работе всей команды, особое внимание уделяется соблюдению техники безопасности. Каждое задание имеет свою легенду, которую рассказывает ведущий перед его прохождением. После выполнения каждого задания происходит его обсуждение.

В отечественной литературе часть подобных тренинговых упражнений впервые описана А.Лутошкиным, за рубежом в основе аналогичных программ лежит “Outdoor Ropes Course” – экстремальный курс американского психолога Карла Ронке. В основу упражнений использованных нами в игре легли материалы, представленные в списке литературы.

Цель игры: сплочение группы, обучение командной работе и умению брать на себя ответственность.

Задачи:

  • Подготовка площадки для проведения игры (совместно с подростками).
  • Знакомство участников с правилами игры.
  • Проведение этапов игры на сплочение участников.
  • Обсуждение каждого этапа с участниками.
  • Целевая группа: подростки и взрослые, количество участников – 12 человек.

    Продолжительность: 1-1,5 часа

    Используемые материалы: веревки, карабины и страховочная система (используемые в туризме), палатка, туристские коврики, теннисные мячи, веревочная лестница, воздушные шары, шоколад, лыжные палки, шарф или платок, три небольшие доски 30х30см.

    Обсуждение правил игры

    1.Предэтап
    1.1 Гнездо с “золотыми” яйцами
    1.2 Путешествие на корабле

    2.Основная часть игры
    2.1 Легенда – “Поляна разговоров”
    2.2 “Лабиринт”
    2.3 “Убежище”
    2.4 “Паутинка”
    2.5 “Сигнал о спасении”
    2.6 “Болото”

    Предварительная подготовка к игре:

    До проведения игры педагоги совместно с подростками на территории учреждения подготовили специально оборудованную площадку (ограниченная территория, которая может быть обозначена с помощью ярких меток), включающую в себя:

    • место для обсуждения “Поляна разговоров” – три сколоченные скамейки, поставленные полукругом;
    • веревочная лестница, закрепленная на турнике и натянутая под углом 45 градусов по отношению к земле;
    • место для переправы – веревка, натянутая между деревом (на высоте 5-6 метров) и вколоченным столбом (2 м);
    • место для проведения игры “паутина” – вертикальная паутина из веревок, имеющая минимум 12 ячеек, натягивается между двух столбов, в которые может пролезть участника (примерный размер 0,8х0,2м, утончается в зависимости от габаритов участников). Нижняя веревка паутины натягивается на высоте 1 м над землей.
    • обозначенный с помощью ярких веревок “лабиринт”;
    • сколоченная деревянная площадка размером 1,5 м х 1,5 м

    Ход игры

    Участники выстраиваются в шеренгу. Ведущие озвучивают участникам цель проводимой с ними игры и правила, которые они должны соблюдать.

    Обсуждение правил игры:

  • Время на подготовку задания не ограничено, разрешается в этот период разговаривать.
  • Выполнение задания начинается после того, как вся группа говорит: “Мы готовы”.
  • Задание считается выполненным, если каждый безошибочно справится с поставленной задачей. Если же хоть один участник допускает ошибку, группа возвращается на исходную позицию.
  • Во время самого выполнения задания все участники должны молчать, если кто-то начинает говорить, группа возвращается на исходную позицию.
  • Если кто-либо из участников не может выполнить задание, команда может его откупить за счет бонусов, полученных на предэтапе.
  • Если команда после нескольких попыток не справляется с заданием, участники могут отказаться от выполнения только в том случае, если вся группа говорит: “Мы сдаемся”.
  • 1.1. “Гнездо с золотыми яйцами”

    Легенда: Вы – команда путешественников, которая собралась в далекое плавание. Но прежде чем отправиться в дорогу, Вам необходимо запастись золотом, для этого Вам всей командой необходимо добыть “золотые яйца” (бонусы, которые в дальнейшем вам пригодятся для выкупа предметов или участников).

    Задание: Каждый участник должен залезть по веревочной лестнице до гнезда с “золотыми

    яйцами” (корзинки с теннисными мячами, подвешанной к турнику). Каждый участник может взять только одно “яйцо”. Те, кто падают, прекращают выполнение задания. Команда может помогать участнику, придерживая веревочную лестницу с разных сторон.

    1.2. “Путешествие на корабле”

    Легенда: Итак, Вы заработали свое сокровище, а теперь отправляетесь в дальнее плавание, к неизвестным землям.

    Задание: Участники всей командой должны уместиться в два обруча, связанных между собой в одном месте – это условный корабль, и отправляются в дорогу – начинают передвигаться в обручах до определенного обозначенного места.

    Ближе к обозначенной границе участникам дается дополнение к легенде: “Команда в процессе плавания потерпела кораблекрушение и попала на необитаемый остров”. Участники оставляют свой “корабль” (обручи) и отводятся ведущими на “Поляну разговоров” (место для обсуждения) на территории “острова” (обозначенная территория).

    2.Основная часть игры:

    2.1. “Поляна разговоров” (в дальнейшем все обсуждения ведутся в данном месте)

    Легенда: Вы попали на необитаемый остров. Корабль, на котором вы путешествовали, разбился о скалы, но сохранились “золотые яйца”, добытые перед путешествием. Ваша задача выжить: пройти испытания и спастись. На острове могут находиться люди – аборигены, у которых, возможно, что-то придется покупать или обменивать. Впереди вас ждут ситуации, в которых вы должны показать свои умения работать в группе и помогать друг другу.

    Легенда: Один из участников группы, когда спасался с тонущего корабля, выбрался на берег в очень опасном месте, он запутался в ядовитых лианах (лабиринт) и от их яда он временно перестал видеть (у участника завязаны глаза). Вы узнали об этом, когда стали собираться вместе, теперь Вы хотите его спасти.

    Задание: Команде необходимо вывести участника из лабиринта так, чтобы он не задел лианы (веревки), не поранился. Если он задевает ограничения, то возвращается в точку начала движения. Члены команды выстраиваются по периметру лабиринта. Выводить своего участника из лабиринта они должны с помощью слов, причем, один участник говорит только одно слово, ему повторять 2 раза подряд одно и то же слово запрещено. Когда один участник говорит, другие молчат, в том числе, участник с завязанными глазами. В случае нарушения правила, выполнение задания повторяется. Члены команды могут взаимодействовать с помощью невербальных средств общения (участникам дается время для того, чтобы они сами могли догадаться об этом).

    После выполнения задания команда возвращается на “поляну разговоров”, идет обсуждение выполнения задания по следующим вопросам:

    1. Довольны ли участники тем, как справились с заданием?
    2. Что помогло справиться с заданием?
    3. Что мешало при выполнении задания?
    4. Что необходимо учесть, прежде чем переходить к следующей ситуации?

    Легенда: На острове наступает ночь, становится темно и холодно. Команде необходимо соорудить для себя убежище, но у Вас ничего не осталось после кораблекрушения. Пока Вы обсуждали как быть, появились, откуда не возьмись, аборигены. Они готовы обменять полезные для Вас вещи (которые в том числе подобрали после вашего кораблекрушения) на Ваши “золотые яйца”.

    Задание: Команде необходимо решить, на что именно они обменяют свои бонусы (на выбор: коврики – 1яйцо, тент – 4, палатка – 9, лыжные палки – 1 яйцо/штука). Завершив сооружение убежища на деревянном настиле, команда должна полностью в нем поместиться и просидеть там 3 минуты так, чтобы оно не разрушилось.

    После выполнения задания команда возвращается на “поляну разговоров”, идет обсуждение выполнения задания по следующим вопросам:

    1. Довольны ли участники тем, как справились с заданием? Легко ли было принять решение?
    2. Что помогло справиться с заданием?
    3. Что мешало при выполнении задания?
    4. Что необходимо учесть, прежде чем переходить к следующей ситуации?

    Легенда: На острове наступил день, теперь участникам необходимо добыть еду для всей команды. Еда находится в некотором месте, вход в которое перекрыл паук ядовитой паутиной.

    Задание: Вам необходимо добыть еду, перебравшись всей командой на другую сторону паутины. В паутине есть ячейки, через которые можно пролезть, но эти ячейки нельзя использовать повторно, то есть каждый участник должен пролезть через свою ячейку. Паутину (веревки) задевать нельзя. Если кто-либо из участников ошибается, вся команда начинает прохождение этапа сначала. Кого-то из участников можно откупить за 2 золотых яйца, в случае, если он не может справиться. Откупленный участник может помогать остальным. Пройдя этап, команда получает еду (2 шоколадки).

    После выполнения задания команда возвращается на “поляну разговоров”, идет обсуждение выполнения задания по следующим вопросам:

    1. Довольны ли участники тем, как справились с заданием?
    2. Что помогло справиться с заданием?
    3. Что мешало при выполнении задания?
    4. Что необходимо учесть, прежде чем переходить к следующей ситуации?

    2.5. “Сигнал о спасении”

    Легенда: В дали океана вдруг появляется нечто похожее на корабль, необходимо подать сигнал о том, что вы на этом острове. На вашем корабле был сигнальный мешок, возможно, после крушения его вынесло на берег. Вся команда идет на поиски этого мешка и находит его на высоком дереве. Теперь задача команды – подать сигнал о спасении.

    Задание: От самого высокого дерева до бревна протянута лиана (веревка). По этой лиане (веревке) один из участников (его выбирает команда) должен проползти до мешочка, подвешенного на дереве и взять его. Участник с помощью ведущих надевает страховочную систему, перчатки на руки, с помощью карабина закрепляется на веревке и, помогая себе руками и ногами, ползет вверх до сигнального мешка. К страховочной системе прикреплена еще одна веревка, конец которой находится у остальных участников. После того, как мешочек добыт, команда помогает этому участнику вернуться назад с помощью второй свободной веревки. В мешочке находятся сигнальные шары, которые вся команда надувает за 2 минуты. Затем нужно закрепить сигнальные шары на верхушке бревна.

    При выполнении данного упражнения участники могут разговаривать.

    После выполнения задания команда возвращается на “поляну разговоров”, идет обсуждение выполнения задания по следующим вопросам:

    1. Довольны ли участники тем, как справились с заданием?
    2. Что помогло справиться с заданием?
    3. Что мешало при выполнении задания?
    4. Чем вы руководствовались, когда выбирали человека, который выполнит задание?
    Читать еще:  Разминка знакомство в начале тренинга

    Легенда: Сигнал был подан, люди на корабле его увидели и приблизились к острову, теперь их хорошо можно рассмотреть. Но на пути от острова к кораблю есть преграда – болото, через которое корабль пройти не может, переплыть его вплавь тоже нельзя.

    Задание: Задача команды преодолеть болото, используя три кочки. Условия: в болото наступать нельзя, кочку пустой оставлять запрещено – иначе она утонет, перейти должна вся команда. Задание выполняется молча. Как только все участники преодолели болото – команда спасена.

    3. Завершение занятия:

    Легенда: Команда справилась с испытаниями, все добрались до борта корабля и были спасены.

    После выполнения весь заданий команда снова собирается на “Поляне разговоров” для подведения итогов.

    Примерные вопросы ведущих: “Что вы узнали о себе во время этой игры?”, “Что поняли о своих действиях как группы, команды?”, “Как то, что вы узнали здесь, соотносится с тем, как вы действовали в других областях вашей жизни – дома, в школе, на работе?”

    Упражнение для тренинга остров

    1. Вступление. Приветствие. Настрой на работу.

    Упражнение «ВЫБЕРИ ОСТРОВ» Цели:
    а) выяснить ожидания участников от тренинга, причины их участия в групповой работе;
    б) способствовать активизации членов группы, возникновению групповой сплоченности;
    в) воспитать чувство уважения к праву человека на свое мнение, самость «иного», толерантное отношение и приятие личностных различий.
    Ресурсы: большие листы бумаги (лучше неправильной причудливой формы), таблички с названиями «островов», флип-чарт или доска с фломастерами для записи.
    Время: около 20-30 минут.

    Ход игры

    Игра интересна как методика, которую можно применять для того, чтобы выяснить ценности, предпочтения, установки в группе; с ее помощью можно провести «экспресс-тестирование», помогающее определить настроение участников тренинга.
    Раскладываем на полу большие листы бумаги или чертим мелом /обозначаем цветной самоклеющейся лентой очертания больших «пятен». Это и есть наши острова. На каждом из островов установлена табличка с его названием.
    Наверное, будет на нашем архипелаге Остров Кайфа, остров Неуверенности, Остров Сомнений, Остров Одиночества, Остров Традиций, Остров Новых Приключений, остров Тишины, Остров Недоверия, Остров Культуры, Остров Анархии. Назвав все точки импровизированной островной страны мы просим членов группы «заселить» острова: познакомиться с каждым, подумать, решить и. выбрать «свой» кусочек земли.
    Следующий этап будет заключаться в том, что островитяне пообщаются друг с другом в границах своих владений, расскажут о причинах, побудивших их заселить именно этот остров, ответят на вопросы любопытствующих соседей.
    Затем ведущий сам пускается в плавание между островами, выборочно выслушивает «население». Последним этапом будет коллективное обсуждение игры, сопрово ждающееся необходимыми записями на доске.

    Подведение итогов
    Кто из островитян показался вам неожиданным в своём выборе или оценках побудивших его причин?
    Нашли ли вы на своем острове родственную душу?
    Если бы у вас было право дополнительного выбора, какой остров вы выбрали бы и почему?

    Цели: а) освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства;
    б) создать веселую игровую, свободную от барьеров и страхов атмосферу в группе.
    Размер группы: не имеет значения.
    Ресурсы: не требуются.
    Время: около 10 минут.

    Начинаем свободное движение по комнате в достаточно быстром темпе. Не смотрим на партнеров. Двигаемся, как бы погруженные в собственные мысли. Избегаем не только столкновений, но даже касаний. Движения легкие и свободные. Не снижая темпа, пробуем равномерно заполнить все части комнаты. Даже углы не оставляем пустыми.
    Теперь встречаемся глазами с каждым, кто проходит рядом с нами. Секундная задержка — остановка, зрительный контакт — и вновь движение к следующей встрече.
    Приостановились — взгляд — движение. Если до сих пор наш зрительный контакт с партнерами был чисто механической фиксацией, то теперь давайте наполним встречу эмоциями. Что выражает ваш взгляд при каждой новой встрече: радость, удивление, приветливость, безразличие?
    Продолжаем движение и каждому, кто встретится нам на пути, пожимаем руку. Темп не снижается, поэтому вам придется быть достаточно расторопными, чтобы здороваться и с теми, кто проходит справа от вас, и с теми, кто пробегает слева. Попытайтесь не пропустить ни человека, никого не оставить без приветствия. Ходить кругами совсем не обязательно: вся комната в нашем распоряжении. Импровизируем в выборе маршрута!
    . Теперь вместо рукопожатия касаемся каждого встречного той частью тела, которую называет ведущий. — Если я произношу: «Локоть!» — значит, к локтю встречного прикладываем свой локоть и останавливаемся, пока я не проверю, все ли нашли себе пару.
    — Плечо! — значит, стоим плечо к плечу.
    — Колено! — приставляем колено к колену.
    Все здесь люди достаточно взрослые, умеющие считать не только до двух, верно?! Поэтому, когда я назову три тела, вам придется объединиться в тройки, четыре части — в четверки. Продолжаем двигаться и пробуем выполнить это задание.
    — Спина, голова, колено. Посмотрите, в этой группе три человека первыми выстроились в некую абстрактную скульптуру. Первый поднял ногу и уперся коленом во второго, а третий «бодает» второго головой. Так что есть требуемые» голова, колено, спина. Эта группа нашла иной способ: два человека уперлись друг в друга лбами и соединили один левое, другой правое колено, а третий участник группы прислонился к первому спиной. Отлично, вы очень изобретательными! Давайте попробуем еще несколько конструкций!
    — Ладонь, лоб, затылок!
    — Попа, попа, колено!
    — Спина, колено, локоть, лоб! Правильно сделали те, кто объединился в четверки. Действительно, названы четыре части тела, значит участвуют 4 человека. Посмотрим, какие конструкции возникли теперь. Успокаиваем дыхание, расслабляемся.

    Цели: а) разогреть группу в активном физическом взаимодействии;
    б) создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия;
    в) помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении.
    Размер группы: не имеет значения.
    Ресурсы: не требуются.
    Время: до 10 минут.

    У этого упражнения — театральная «природа». Оно помогает отработать переключение внимания, активно и плодотворно «запускает» спонтанность и творческое мышление.
    Участники группы передвигаются по комнате в доволь-но быстром темпе, внимательно прислушиваясь к заданиям ведущего. Каждый, услышав новую информацию, в кратчайший срок анализирует ее и меняет свои действия в зависимости от условий игры. Пристройка к новым обстоятельствам происходит быстро и в индивидуальном порядке, без разговоров и осуждения!
    — Идем через лес! Птицы щебечут, бабочки порхают, высокая трава на опушке. Крапива больно стегает по голым ногам. Комары заели! А все потому, что попали в болото. Топко! Страшно! Противно! Сумерки сгущаются.
    Снежное поле, пронизывающий зимний ветер. И пули свистят над головой. Еще и еще! Где бы укрыться?! В окоп! Нет, это не окоп, это пруд с приятной, освежающей и очень чистой водой. Но очень холодной, градусов восемь-десять от силы!
    Выбираемся на берег и попадаем в окружение пауков. Паутина липнет к лицу, цепляется к волосам. Ею наполнено пространство. Нет, показалось!
    Идем через цитрусовый сад. На деревьях зреют фрукты, сорвем один. Вдохнем чудо-аромат упругой кожицы, возьмем в рот освежающую дольку! Скулы свело — ух, как кисло! Вперед, через наполненный пузырьками лимонада искристый и пузырящийся сад!
    Берег моря, закат, идем по кромке воды.
    И так далее.

    Цель: создать атмосферу психологической поддержки, коллективного сотрудничества, эмоционального «буфера» после преодоления кризисных, конфликтных ситуаций.
    Размер группы: не имеет значения.
    Ресурсы: не требуются.
    Время: до 10 минут.

    Ведущий может предложить одному из участников, которому нужна поддержка, внимание группы, сыграть роль испуганного ежика — сесть/лечь, свернувшись в клубочек на полу, выставить «иголки», спрятать мордочку, «отделиться» от внешнего мира. Обращаясь к группе, ведущий предлагает желающим поочередно (или группой) попробовать успокоить ежика, тихонько пообщаться с ним, погладить, пошептаться. И, почувствовав ваше теплое к нему отношение, ежик, скорее всего, уберет иголки, и вы увидите его улыбающуюся мордашку.

    1. Группа делится на две команды. Члены команд встают, как при перетягивании каната. Расстояние между первыми игроками команд должно составлять приблизительно 1,5-2 м.
    2. Задание состоит в том, чтобы передавать звук от игрока к игроку так, чтобы он становился все тише и тише и в конце концов смолкает последний игрок произносит его почти беззвучно. Приведите сравнение с эхо, которое летает между склонами ущелья, пока не отзвучит.
    3. «Толчок» эху поочередно дает каждая команда. Первый игрок команды № 1 кричит отдельное слово или короткое предложение. Первый игрок команды № 2 повторяет слово или предложение уже несколько тише, а затем звук идет от одного ее игрока к другому, постепенно затухая.
    4. Кода эхо в команде № 2 отзвучало, ее первый игрок предлагает задание команде № 1 (тоже кричит слово или короткое предложение). Таким образом, команды меняются ролями.
    5. В каждом новом раунде предложение должно исходить от следующего игрока.
    6. Подведите итоги игры:
    o Насколько хорошо команды справились с заданием?
    o Было ли легко настроиться на столь необычное задание?
    o Удавалось ли верно рассчитать силу своего голоса?
    o Когда умение владеть голосом и спонтанно реагировать может быть особенно полезным?

    1. Группа усаживается в тесный кружок на полу или на стульях.
    2. Участники легко держат друг друга за руки.
    3. Каждый один раз сжимает руку своего соседа справа.
    4. Теперь скажите игрокам примерно следующее: «Сжатые руки» — сигнал, который мы будем использовать в игре. Игра начинается, когда я пожму руку своего соседа справа. Когда он почувствует пожатие, то должен передать его направо своему соседу. Так рукопожатие проходит слева направо по кругу, пока не вернется ко мне. В первый раз мы можем работать совсем медленно и спокойно. Вы можете не торопиться передавать рукопожатие дальше».
    5. Когда первый раунд завершен, Вы можете предложить участникам закрыть глаза и играть так дальше. От раунда к раунду предлагайте слегка ускорять темп игры.
    6. В заключение участники должны сильно сжать руки обоим своим соседям и потом открыть глаза.

    Многократные импульсы: после того как Вы отправили рукопожатие, пошлите вслед за ним второе. Это побудит группу еще больше сконцентрироваться.
    В группе из двенадцати человек Вы можете успеть отправить порядка пяти «импульсов», пока первое рукопожатие не вернется.
    В более многочисленной группе одновременно можно пускать еще больше импульсов. Проверьте, сколько импульсов к Вам на самом деле возвращается. Попробуйте одновременно отправить по импульсу в оба направления.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector