Sckontakt.ru

Уроки онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг упражнение на знакомство

Упражнения, направленные на знакомство участников, создание работоспособности в группе, снятие тревожности.

Упражнение: «Имя и эпитет».

Цель: возможность выучить имена участников и одновременно прорекламировать себя.

Группа рассаживается по кругу. Один из участников представляется остальным и подбирает по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать человека и по возможности содержать преувеличение, например: «Магнетическая Магда, гениальный Геннадий, буйный Борис» и т. д. Второй выступающий сначала повторяет имя и эпитет предыдущего участника, затем добавляет собственную комбинацию. Третий повторяет оба варианта и потом представляется сам. Так происходит и дальше по кругу. Последнему участнику наиболее тяжело, однако он имеет больше шансов запомнить имена всех участников.

В конце игры предложите членам группы обменяться впечатлениями, ответив на вопросы:

Какие эпитеты меня впечатлили?

Какие имена мне было трудно запомнить?

К кому я теперь испытываю интерес?

Упражнение « Интервью».

Цель: знакомство участников группы.

Участники разбиваются по парам. Задача — познакомиться друг с другом, поочередно исполняя роль интервьюера. Вы можете спрашивать друг у друга о том, что считаете возможным, интересным и необходимым для знакомства.

В течение 10 минут интервью берет один человек, затем участники меняетесь ролями. По окончании беседы происходит представление всем друг друга. Примерный перечень вопросов может быть таким:

3. Любимая пора года?

4. Любимое имя: мужское, женское?

5. Что ты больше всего ценишь/не ценишь в других людях?

6. Чего ты больше всего боишься?

7. Чем тебя легко огорчить?

8. Чем тебя легче всего обрадовать?

9. Чем ты любишь заниматься, когда остаешься один?

Упражнение: «Полина-пицца-Прага».

Цель: знакомство участников группы, снятие тревожности.

Каждый участник по очереди называет свое имя, и на первую букву своего имени называет блюдо (любимое, или любое другое) и город. Следующий участник называет все три слова всех предыдущих участников, а потом свои.

Упражнение: «Прилагательное на первую букву имени».

Цель: знакомство участников группы, снятие тревожности.

Каждый участник называет свое имя и подбирает на первую букву своего имени прилагательное, которое как-то его характеризует, отражает какие-то особенности его характера, его индивидуальности. Например: «Я Марина. Я мудрая»

Упражнение: «Меня зовут… Я делаю так…».

Цель: снятие тревожности, знакомство, способствует запоминанию имен.

Упражнение можно выполнять сидя, можно стоя. Каждый участник по кругу называет свое имя и показывает какое-то движение со словами: «Я делаю так…». Каждый последующий участник повторяет сначала все имена и движения предыдущих, а потом уже называет свое имя и показывает свое движение. Таким образом последний участник должен повторить имена и движения всех остальных членов группы.

Упражнение: «Ассоциация».

Цель: снятие напряжения и тревожности.

Все сидят в круге, и ведущий говорит на ухо своему соседу любое слово, тот должен моментально сказать на ухо следующему свою первую ассоциацию с эти словом, второй — третьему и т.д. пока слово не вернется к первому.

Упражнение: «Правда или ложь?».

Цель: усилить групповую сплоченность и создать атмосферу открытости.

Члены группы садятся по кругу; у каждого должны быть наготове бумага и карандаш.

Предложите участникам написать три предложения, относящиеся лично к ним. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна — нет. Один за другим каждый участник зачитывает свои фразы, все остальные пытаются понять, что из сказанного соответствует действительности, а что — нет. При этом все мнения должны обосновываться. Посоветуйте авторам фраз не спешить со своими комментариями и внимательно выслушать догадки разных игроков. Ведь это прекрасная возможность понять, как человек воспринимается со стороны.

Упражнение: «Стаканчик».

Цель: снятие напряжения и тревоги.

Участники садятся в круг. Тренер дает первому игроку пластиковый стаканчик. Задание: передать стаканчик по кругу таким образом, чтобы способ передач его от игрока к игроку ни разу не повторился. Для тех, кто никак не может придумать оригинальный, еще не использованный в игре способ передачи стаканчика, команда придумывает смешные штрафные санкции. Все штрафы отрабатываются в конце игры.

Игра завершается, когда пройден полный круг, либо продолжается до тех пор, пока существуют оригинальные идеи.

Упражнение: «Посудомоечная машина» или «Автомойка».

Цель: снятие напряжения и тревоги, развитие групповой сплоченности.

Все участники становятся в две шеренги лицом друг к другу, расстояние между ними около 1 метра. По очереди каждый из участников представляет себя либо каким-нибудь предметом кухонной утвари, либо каким-нибудь автомобилем, и проходит внутри шеренги. Все имитируют его «помывку», прикасаюсь к нему с различной интенсивностью. Они могут имитировать сильные горячие струи воды, легкий прохладный душ или протирание теплым воздухом. Прошедший становится в конец любой шеренги, а стоящий с начала одной их шеренг, начинает идти.

Упражнение: «Массажист».

Цель: снятие напряжения и тревоги, развитие групповой сплоченности.

Все становятся в круг, плечом к плечу, по команде поворачиваются налево и оказываются стоящими в кругу в затылок друг к другу. Кладут руки на лечи друг другу и начинают делать массаж. Массаж может быть разной интенсивности: от поглаживаний до сильных растираний (если участники группы замерзли). Можно продвигаться по всему телу: плечи, предплечья, спина, ягодицы, ноги. Затем по команде все разворачиваются и делают тоже самое со своим соседом с другой стороны. Можно при этом быть в движении, идти по круги, тогда задача усложняется, выполнять ее еще веселее.

Упражнение: «Дождик».

Цель: снятие напряжения и тревоги, развитие групповой сплоченности.

Участники группы становятся по кругу, друг за другом и кладут открытые ладони на спину впереди стоящего. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине.

Упражнение: «Нож и масло».

Цель: снятие напряжения, создание веселой атмосферы в группе.

Все участник группы становятся плотно друг к другу, они «масло». Один человек – «нож», он должен «разрезать масло», разделить группу, пройти сквозь нее, группа не должна позволить ему это сделать.

Упражнение: «Меняются местами те, кто. ».

Цель: снятие напряжения через движения, организация игрового взаимодействии.

«Сейчас вам предлагается психологическая игра, в процессе которой вы сможете продолжить знакомство друг с другом. Я убираю свой стул и становлюсь «ведущим». По команде: «меняются местами те, кто (любит знакомства, считает себя общительным, застенчивым. ) участники должны поменяться местами, ведущий также должен занять освободившийся стул. В результате обмена остается один человек, который не успел сесть на свободное место, именно он и становится ведущим».

Упражнение: «Круг».

Цель: снятие напряжения через движения, организация взаимодействии.

Участники становятся в круг. Все протягивают руки к его середине. По команде все одновременно берутся за руки и делают это так, чтобы в каждой руке оказалась чья-то одно рука. При этом надо стараться не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. После того, как все руки соединены, участникам предлагается распутаться, не разнимая рук.

Тренинг на знакомство, сплочение и командообразование для подростков.

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Тренинг на знакомство, сплочение и командообразование

Цель тренинга : сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.

«Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У Вас есть общие цели – обучение на данном модуле, получение специальных знаний, умений и навыков! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все Вы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»

формирование благоприятного психологического климата в группе;

нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;

осознание каждым участником своей роли, функций в группе;

развитие умения работать в команде;

Цель фазы : Знакомство участников друг с другом, с ведущими, а также с целями тренинга, правилами работы в группе.

2. Фаза контакта

Цель фазы : Установление благоприятного психологического климата в группе, разминка.

3. Фаза лабилизации

Цель фазы : Формирование активного рабочего настроя, диагностика психологической атмосферы в группе.

4. Фаза обучения

Цель фазы : Отработка и овладение навыками, ведущими к сплочению группы, развитию умения взаимодействовать в команде, нахождение общего между участниками.

Цель фазы : Подведение итогов, снятие напряжения

Упражнение № 1 «Нарисуй свое имя»

Необходимые материалы : листы А4, фломастеры или маркеры.

Время : 5-10 минут.

Описание : Участники тренинга сидят в общем кругу. Ведущий предлагает каждому участнику группы нарисовать имя, которым будет на протяжении всех тренинговых занятий.

Обсуждение : каждый участник представляется и демонстрирует нарисованное им имя.

Упражнение № 2 «Возьми салфеток»

Необходимые материалы : бумажные салфетки.

Время : 5-10 минут.

Описание : Участники тренинга сидят в общем кругу. Тренер передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».

После того как все участники взяли салфетки, тренер просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

Обсуждение : не требуется.

Упражнение № 3 «Ветер дует на того, кто…»

Описание: Участники стоят в кругу. Водящий говорит «Ветер дует на того, у кого…» и называет какой – либо признак участников. Это могут быть как детали внешности, так и психологические качества, какие-либо уменя, жизненные события и т.д. (Например, у кого светлые глаза, кто сегодня проснулся в хорошем настроении, кто умеет играть на музыкальных инструментах). После того как назвали очередной признак, участники, которые им обладают, сразу выходят в центр круга, а потом быстро возвращаются, но не туда, где стояли до этого, а поменявшись местами с кем-либо из тех, кто тоже выходил в центр круга. Замешкавшийся сам становится водящим.

Смысл упражнения: упражнение способствует подчёркиванию сходства участников (что повышает уровень сплочённости группы и знакомства с ней), даёт возможность больше узнать друг о друге, способствует мобилизации внимания группы.

Упражнение № 4 «Электрическая цепь»

Команда разбивается на пары. Партнеры садятся напротив друг друга, где соединяют руки и ступни, образуя таким образом, электрическую цепь, по которой ток течет по сцепленным рукам и ногам. Задача участников: встать, не разрывая электрической цепи. Теперь объединитесь по две пары друг с другом, чтобы получилась электрическая цепь, состоящая из четырех человек. Задача остается прежней — встать всем вместе, не разрывая цепь. Когда этот этап благополучно завершен, снова объедините группы, чтобы образовать электрическую цепь, состоящую из 8 человек. В конце концов вы получите электрическую цепь, образованную всеми участниками, которые должны подняться.

Два главных условия этого упражнения: 1) электрический ток должен беспрепятственно течь по замкнутой электрической цепи, образованной сцепленными руками и ногами; 2) на каждом этапе участники должны отрываться от земли одновременно.

Подсказка вожатому: не забудьте поддержать детей, ведь им очень трудно!

Упражнение № 5 «Биг-мак»

Организуйте большой круг. Разбейте команду на пары и попросите каждую пару выбрать словосочетание из двух слов, которые традиционно употребляются вместе (например, один партнер говорит: «Биг»,— другой: «Мак»; один: «Ореховые»,— другой: «Масло» и т. д.). Затем объясните, что по условиям игры, нужно закрыть глаза и не открывать их до конца события, и, кроме того, можно произносить только свое выбранное слово. Теперь ведущий перемешивает команду так, чтобы партнеры были далеко друг от друга. Партнеры с закрытыми глазами, выкрикивая свое слово, находят друг друга. Как только пара воссоединилась, отведите ее с пути тех, у кого глаза еще закрыты. По завершению задания, каждая пара сообщает всем участникам свое словосочетание.

Для этого упражнения очень важную роль играет площадка, которая должна быть большой.

Психологический смысл упражнения : В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.

Упражнение № 6 «Построение круга»

Читать еще:  Тренинг на формирование коммуникативных навыков

Цель: осознание ответственности команды за свои достижения и результаты.

Оборудование: не требуется

Условия проведения: стандартная группа, 10 мин.

Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению (можно при этом издавать гудение, как потревоженные пчелы; это позволяет избежать разговоров, создающих помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не переговариваясь, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается.

Данное упражнение создает очень хорошие условия для наблюдения ведущего за стилями поведения участников. Кроме того, его можно использовать для экспресс-диагностики групповой сплоченности.

Предполагаемые эффекты: Упражнение направлено на развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы. Кроме того, оно позволяет развивать навыки невербального общения и саморегуляции. Нужно дать понять участникам, что в этом упражнении важна общая согласованность их действий.

Вопросы для рефлексии:

Что дает эта игра?

Почему идеальный круг не получался сразу?

Что понравилось вам на нашем занятии больше всего?

Что узнали нового, чему научились?

Упражнение № 7. « Квадрат »

Все играющие встают квадратом (так, чтобы было занято все пространство внутри квадрата) как можно теснее, можно даже заранее очертить квадрат, в который они должны поместиться. Затем ведущий отдает команды, а квадрат их выполняет, стараясь не увеличить занимаемую им площадь, например:
— Квадрат пошел влево. — квадрат идет влево.

— Квадрат садится. — квадрат с криками и воплями пытается сесть.

— Квадрат прыгает. — квадрат с не менее интенсивным шумом прыгает.

Упражнение № 8 «Дом»

Цель : осознание своей роли в группе, стиля поведения.

Время : 15 минут.

Ход упражнения : участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».

Психологический смысл упражнения : Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.

Обсуждение : Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!

Упражнение № 9 «Подарок»

Цель : положительное завершение тренинга, рефлексия.

Время : 3-5 минут.

Описание упражнения : Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

Психологический смысл упражнения : Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Обсуждение : «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

Игры на знакомство

Игры на знакомство, они же «ледоколы» — самые простые и эффективные игры для создания атмосферы доверия и позитивного настроя в любой, даже самой «разношерстной» команде, а также помогают участникам психологического тренинга познакомиться и подружиться.

Этот инструмент отлично подойдет для тех, кто давно знаком и думают, что все друг о друге знают, и для тех, кто видит друг друга впервые.

Вас ожидает:

  • Легкое ненавязчивое знакомство, сближение участников команды
  • Проверка собственной интуиции (насколько хорошо я понимаю других?)
  • Понимание того, как воспринимают вас окружающие
  • Хорошее настроение, развлечение
  • Улучшение взаимопонимания

​​​​​​​​​​​​​​Игры-ледоколы ломают барьеры между людьми, учат быть открытыми и доброжелательными к другим, помогут приобрести много новых друзей за очень короткое время.

Сыграв один раз с тренером или изучив правила, вы с легкостью проведете эти игры самостоятельно. Ледоколы подходят для применения на тренингах коммуникации, различных внутрикорпоративных мероприятиях, вечеринках, а также используются психологами в работе с подростками.

Варианты игр:

Процедура: группа встает в круг и первый называет свое имя. Второй называет имя первого и свое. Третий имя первого, второго и свое. Игра имеет развитие и усложнения см.→

Все стоят в кругу, держа вытянутые руки перед собой. Начинающий игру бросает мяч через центр круга одному из участников и называет при этом своё имя. После броска он опускает руки. После того, как мяч обойдёт всех, и все опустят руки, игра начинается по второму кругу. Каждый из участников бросает мяч тому человеку, которому он бросал в первый раз, и снова называет своё имя. После проведения этой игры (на её проведение затрачивается 10-15 минут) вполне реально запомнить до 20 имён. Игра имеет вариации См.→

Ведущий делит участников на две команды. Определяется время для выполнения первого задания (например, 5 минут). За это время каждая команда сочиняет о себе историю, используя реальные данные. Например: «Мы живем в Туле, Казани и Москве. Дома у нас 9 собак, 14 кошек, 2 попугая и 1 черепаха. Трех наших мам зовут Ольгами, а еще у нас два папы по имени Саша» и т.д. По истечении назначенного времени каждая команда выбирает рассказчика, и обе команды как бы меняются местами, то есть команда «А» рассказывает про команду «Б» и наоборот.

На полу отмечаются две линии друг напротив друга, люди распределяются произвольно вдоль линий. Вводная: ведущий называет какие-то характеристики, например: «Пусть справа окажутся те, кто любит эстрадную музыку, а слева — те, кто любит классику» (варианты – имена, фильмы и так далее). Участники должны быстро, не столкнувшись перебежать на ту линию, которая им подходит. Если не подходит ни та, ни другая – останавливаются в центре. Если столкнулись – ведущий выбирает нового воду и все продолжается.

Выполняется в парах. Пары расходятся на пять минут и молча жестами показывают друг другу пять самых важных для себя вещей. Затем пара рассказывает о себе то, что поняла. При этом первый человек рассказывает о втором, а второй о первом. (Варианты: цели на тренинг, пять самых страшных для меня вещей, самых любимых и т.п.)

Каждому участнику предлагается описать себя тремя словами. Имя за слово не считается.

Каждый должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Игра имеет вариации см.→

Каждому в группе дается грецкий орех. Нужно внимательно его осмотреть и запомнить. Затем орехи складываются в общую кучу и перемешиваются (для усложнения можно добавить еще орехов). Каждый должен найти свой орех. Более сложный вариант — то же самое с закрытыми глазами. Затем y каждого по кругу спрашивается, как он определил свой орех. На обсуждении обычно говорится, что сначала все люди кажутся одинаковыми, а на самом деле очень сильно различаются. И очень часто за жесткой, некрасивой оболочкой скрывается что-то нежное и доброе и так далее.

Есть люди дела, есть любители порядка, есть люди творчества, а есть те, кто любит теплые отношения и комфорт. В форме якобы кельтской легенды участникам предлагается отнести себя к тому или иному типу, сделать рекламу своих особенностей и задуматься о развитии других, дополняющих этому типу качеств. См.→

Участникам предлагается встречаться и здороваться под разную музыку, в разном настроении, в разном стиле, как будто люди из разных культур и эпох. Варианты см.→

В парах. Люди знакомятся друг с другом, узнают лучшие качества друг друга и должны наилучшим образом представить своего партнера, сделать ему рекламу перед всей группой! Игра имеет много вариантов См.→

Участники делятся на 1-2-3 Первые номера – монументы. Вторые и третьи – люди. Монументы подзывают к себе людей и рассказывают, с кем хотят познакомиться (хороший вариант — цели на тренинг, увлечения, любимая книга и так далее) и о чем хотят поговорить. Люди ищут участников, подходящих под заданную характеристику. Можно искать и среди людей, и среди монументов. Важно помнить: монументы ходить не могут, а значит человеку нужно быть посредником между ними. Если нет людей, строго отвечающих заданным характеристикам, человек подводит монументу того, чьи характеристики наиболее близки. В крайнем случае, человек ведет к монументу того, кто ему понравился.

Психологические упражнения для личностных тренингов

Тренинг без упражнений немыслим, тренинг без упражнений — это семинар, это урок, это может быть полезная беседа, но это не тренинг. Упражнений для психологических тренингов — сотни и сотни, здесь мы пока в несистематизированном виде выложили те, которые несложны в техническом выполнении и решают не специализированные, а достаточно общие задачи. Итак, см.→

Как проводить знакомство в тренинге

Что важнее: сначала провести тренинг, а потом познакомиться или сначала познакомиться, а потом провести тренинг? Ответы на эти вопросы позволит подобрать наиболее оптимальную методику знакомства для вашего тренинга.

Читать еще:  Психологический тренинг для психологов

Прежде чем организовывать знакомство вначале тренинга, тренеру важно понимать: — зачем в тренинге знакомство, — что я провожу, — какая продолжительность тренинга (сколько времени уделить знакомству), — какое количество участников (четное или нечетное).

ЗАЧЕМ НУЖНО ЗНАКОМСТВО В ТРЕНИНГЕ

Если Вы проводите тренинг, в котором предполагается взаимодействие участников, то важно ответить на вопрос: «На чем незнакомые между собой участники акцентируют свое внимание вначале тренинга?» Вариантов несколько:

  • на теме
  • на себе
  • на тренере
  • на других участниках

Итак, по порядку:

  • участники изначально пришли на определенную тему и их ожидания уже сформированы программой тренинга. Внимание здесь есть априори.
  • на себе участники центрируются в индивидуальном обучении, в коучинге.
  • участники могут акцентировать свое внимание на тренере, если он «звезда». А т.к. звезды высоко, группа может не замечать явных ошибок тренера. Да и остальные участники здесь не важны, т.к. только прикосновение к «звезде» позволит стать счастливым и найти все ответы на свои вопросы. Но если Вы не Том Питерс или не Стивен Кови, то для Вас работает следующее негласное правило начала тренинга: «Тренер, конечно, важная фигура, но он один, а в группе 14 участников». /А гуртом и тренера бить легче/. Поэтому ответ следующий …
  • человек существо социальное, поэтому учитывая эффект социальной фасилитации, можем сказать, что участники акцентируют в начале тренинга свое внимание на других участниках.

Участники в начале тренинга больше ориентированы на построение взаимоотношение между теми, кто сидит в полукруге. Исходя из этого появляется некоторая напряженность, вызванная размышлениями на темы:

  • как меня здесь воспримут?
  • почему они на меня так смотрят?
  • можно ли здесь откровенно говорить?

Другими словами, каждый из нас хочет быть принятым в любой коллектив, рабочий или тренинговый, именно поэтому для нас особенно важно как мы будем восприняты в группе. Плюс с самого начала идет распределение ролей или борьба за лидерство, которое может принимать различные формы. Поэтому каждый старается показать себя в лучшем свете.

Именно отсюда мы делаем вывод, что в начале работы группы незнакомых участников, важна не тема и не тренер, а именно другие участники. Как они реагируют и что говорят, что позволяет сделать вывод на какую роль в группе они претендуют и чего от них ожидать.

Задача тренера – снять стартовое напряжение, путем представления каждого из участников. Процесс знакомства запускает групповую динамику и направляет работу группы к ее оптимальной стадии развития – оптимальной работы.

Поэтому тренеру важно создать условия для того, чтобы участники могли самостоятельно получить ответы на все вопросы, например игра: знакомство в парах (айсбрейкер). Т.о. необходимо не противодействовать, а усилить их стремление.

Если же сразу приступить к программе, не предоставив участникам возможности познакомиться, то напряжение, которое испытывают участники вначале тренинга, может перенестись на тренера[1]. Каким образом? Оно может быть посвящено разбору поведения тренера…

Таким оригинальным способом участники начинают опосредованно знакомиться друг с другом, т.о. приглядываясь, кто активно обсуждает тренера, кто молчит, кто за него заступается – выделяя главных «противников» для дальнейших битв за лидерство. А по реакции тренера участники могут делать выводы, какой из вопросов был наиболее сложным, а, следовательно, его автор знает больше чем тренер и соответственно является лидером этого тренинга.

Важно тренеру:

— тренер – в группе не лидер, а катализатор изменений участников, поэтому ни в коем случае не ввязывается в «турнирные бои»;

— отсутствие знакомства вначале – провоцирует дополнительное напряжение участников. Поэтому процедура знакомства проводится с целью предотвращения агрессии в адрес тренера;

— т.к. тренер тоже человек и может волноваться вначале тренинга, то процедуру знакомства дает еще с одной целью – самому «выдохнуть», вспомнить программу и продолжить тренинг.

Что Вы проводите?

Вариантов несколько: — лекция; — семинар; — тренинг

Если Вы проводите лекцию, которая характеризуется тем, что: — в большей степени говорите Вы; — участников больше 20; — у Вас ограничено время; — участники сидят друг за другом

то: знакомиться или презентовать себя нужно, но только Вам как лектору. Данная группа не ориентирована на взаимодействие участников и, следовательно, больше ориентирована на то, что скажете Вы, а не другие участники.

Важно лектору:

— презентацию себя заранее подготовить, не забыв дополнить свое выступление увлекательными фактами из своей биографии. Это привлечет дополнительное внимание к Вам как к интересному человеку, а также к той информации, которую Вы планируете донести. Подготовка также позволит не затянуть свое представление группе;

— изначально своим рассказом о себе, Вы формируете тип отношений, которые Вы планируете установить с аудиторией. Например, рассказ о себе в юмористической форме, задаст более раскованный и свободный тон аудитории. Или наоборот перечисление своих институтов, ученых степеней, количества реализованных проектов, как правило, вызывает уныние участников и понимание, что, вероятно, придется много писать, а в принципе можно и почитать в книгах. Это, к сожалению, хуже влияет на степень усвоения материала, пусть даже сам материал очень интересный и в книгах его не найти. Просто Вы уже сформировали ожидания группы своим рассказом о себе …

Если Вы проводите семинар, который характеризуется тем, что: — вы используете в большей степени проектор и PowerPoint; — участники сидят за столами расставленными буквой «П»; — в большей степени говорите Вы + задаете вопросы участникам

В этом случае, знакомство необходимо, но краткое. Например, ведущий может открыть слайд, на котором написаны вопросы, на которые участнику необходимо ответить. Желательно последний вопрос привязать к теме семинара. Например,

Важно ведущему:

— выбрать первого участника, который расскажет о себе. Дальше по очереди или по желанию;

— время выступления каждого – 2 минуты. Хотя при знакомстве в такой форме участникам не свойственно затягивать время.

Если Вы проводите тренинг, то: — участники сидят полукругом; — в большей степени активна группа, выполняя различные задания и упражнения; — количество участников от 6 до 14 человек

Игровая методика на знакомство выбирается в зависимости от:

— темы тренинга, чтобы подобрать такой вариант, с помощью которого тренер сможет не только познакомить участников, но и центрировать их внимание на теме следующего учебного блока. Это делается путем постановки вопросов участникам после процедуры знакомства.

— количества участников, т.к. большая часть игровых методик на знакомство ориентированы на группы по 12-14 человек и, не подходят для группы в 6 участников;

— продолжительности. Если однодневный тренинг, то процедуре знакомства желательно уделить 15-20 минут. Если двух или трехдневный, то от 40 минут до 1,5 часов.

ВАРИАНТЫ ИГРОВЫХ МЕТОДИК

№1: Три вопроса (пример, игровой методики на групповое знакомство)

Количество участников: от 8 до 14 человек.

Время: 10-15 минут /наиболее подходит для однодневных тренингов/.

Процедура:

  1. Участники должны записать 3 вопроса, которые они хотели бы задать человеку, которого они только что встретили. Пусть они подойдут к этому творчески и не задают наиболее очевидные вопросы (имя, организация и т.д.).
  2. После 3-5 минутной паузы попросите участников двигаться по кругу, задавая друг другу вопросы, и отвечая на них. Пусть группа встретится с (как можно больше) новыми людьми.
  3. Соберите всю группу вместе, чтобы все представились. После выступления каждого участника, другие должны добавлять ту информацию, которую они узнали об этом человеке. Таким образом, получиться более полная характеристика каждого участника.

Если это упражнение использовать как центрацию на теме которую после знакомства вы будете давать, то вопросы после него необходимо использовать как «мост» к учебному блоку. Например, если следующий учебный блок «Анализ потребностей», то задаем такие вопросы:

— Что было наиболее интересным из того, что Вы узнали о других участниках? — Какие из вопросов позволяли узнать о другом участнике наиболее подробную информацию? — Как вы относитесь к поговорке: «Какой вопрос – такой и ответ»? — Какие Вы знаете виды вопросов?

№2: Парное интервью (более простой вариант, который не требует подготовки)

Количество участников: от 8 до 14 человек.

Время: 10 минут на интервью + 30 минут на представление друг друга /2-х дневный тренинг/

Процедура:

  1. Участникам необходимо разбиться на пары, причем так, чтобы участники каждой пары не были знакомы друг с другом.
  2. После этого члены каждой пары должны задавать друг другу вопросы, которые позволят выяснить наиболее интересные факты о своем собеседнике
  3. По прошествии 10 минут каждый из участников по очереди должен встать за человеком, которого он интервьюировал, и представить его группе.

Важно тренеру:

— количество участников должно быть четное. Если кто-то остался без пары, предложите ему рассказать о себе самому;

— после каждой презентации поддерживать выступающих аплодисментами;

— после проведения тренер может сказать: «это упражнение наглядно демонстрирует умение участников «продавать», если в бизнесе мы продаем что-то за деньги, то здесь мы «продаем» в обмен на внимание и интерес других участников. А что же такое «продажа»?» – говорит тренер и центрирует внимание участников на теме следующего учебного блока.

№3: Мое дерево (вариант индивидуального представления участников)

Количество участников: 6-12 человек

Время: 15 минут на подготовку + 35 минут на презентации /2-3-х дневный тренинг/

Процедура:

Участникам необходимо подготовить на ф/ч листах презентацию своего «дерева» по такой схеме:

Важно тренеру:

— предлагать участникам задавать выступающему вопросы, а если вопросов нет – задавать самому (хотя бы по одному). Атмосфера открытости участников возможна только тогда, когда участники могут искренне задавать и обсуждать вопросы которые их волнуют. Тренер в данном случае, демонстрирует, как это можно и нужно делать.

№4: Я себя чувствую как… (вариант индивидуального представления участников)

Количество участников: 6-12 человек

Время: 15 минут на подготовку + 35 минут на презентации /2-3-х дневный тренинг/

Процедура:

Участникам необходимо подготовить на ф/ч листах презентацию себя по такой схеме:

Важно тренеру:

— заранее подготовить ф/ч лист с вышеуказанными вопросами

Таким образом, Вы можете выбрать вариант игровой методики на знакомство, которая наиболее отвечает задачам тренинга и эмоциональным потребностям участников, а следовательно повлияет на увеличение результативности участников после него!

  • социальное возбуждение от присутствия других людей
  • боязнь социальной оценки или обеспокоенность тем, как нас оценивают.

Последствия фасилитации также могут быть как позитивными, так и негативными: отвлечение внимания от конкретной задачи тренинга и переключение внимания на окружающих. Именно поэтому правильная организация знакомства участников позволяет вернуть их внимание к целям тренинга.

Геннадий Ткаченко «Обучение персонала», №4, 2011

4.6. Техники организации знакомства участников на бизнес-тренинге

4.6. Техники организации знакомства участников на бизнес-тренинге

Читать еще:  Тренинг для пожилых людей психологические упражнения

Знакомство участников обычно проводится в самом начале тренинга, после краткого представления тренера, но перед обсуждением ожиданий и согласованием программы. Это важный элемент установочного блока тренинга. Знакомство проводится даже тогда, когда участники тренинга знают друг друга, и направлено на решение следующих задач:

• ориентировка в ситуации (кто принимает участие в тренинге, «кто есть кто»);

• запоминание имен друг друга (тренер также в ходе знакомства запоминает имена участников);

• установление контактов между участниками, их сближение, формирование атмосферы доверия;

• вовлечение участников в игровые, тренинговые формы работы.

Если есть необходимость экономии тренингового времени, процедура знакомства может быть совмещена со сбором ожиданий участников. В этом случае они, представляясь или представляя друг друга, говорят и об ожиданиях от тренинга.

Формы организации знакомства могут быть разными: от формальных, когда каждый кратко представляет себя, до игровых. Основные критерии выбора формы знакомства:

соответствие группе и условиям бизнес-тренинга: готовность группы к игровым формам знакомства, степень знакомства участников между собой, продолжительность тренинга, наличие/отсутствие задач по командообразованию. Все эти факторы влияют на выбор формы знакомства;

форма знакомства должна быть комфортной для всех участников. Она может содержать небольшие личностные вызовы (например, некоторым людям сложно представлять себя или даже других на публике), но в целом уровень личностного риска должен быть минимальным;

знакомство должно быть относительно коротким (для группы из 15 человек и однодневного тренинга – обычно не более 10 минут, для многодневного – не более 30 минут);

динамичность знакомства – играет важную роль, поскольку это начало тренинга и важно сразу заинтересовать участников, задать темп;

знакомство должно содействовать запоминанию участниками имен друг друга;

форма, процесс и содержание знакомства должны быть интересны для участников, оно не должно производить впечатление формальной и скучной обязательной процедуры;

тренер сам должен быть готов следовать предложенной процедуре и форме знакомства (например, если участники представляются по определенной форме, то и тренер должен быть готов представиться так же).

Рассмотрим техники, которые могут быть использованы для организации знакомства участников на бизнес-тренинге.

Неигровые техники знакомства:

• представление участников: каждый представляет самого себя;

• представление по определенной форме. Тренер задает серию вопросов, и каждый участник представляет себя, отвечая на них. Этот формат используется в тех случаях, когда тренеру важно, чтобы участники обменялись определенной информацией – например, когда процедура знакомства объединяется с обсуждением ожиданий;

• представление в парах. Участники разбиваются на пары (желательно, чтобы в них попали люди, не знакомые друг с другом), в течение трех минут общаются, и затем каждому дается 20–30 секунд, чтобы представить напарника;

• представление в парах: участники ищут три или более характеристики, общие для них. Затем все пары по очереди называют свои имена и озвучивают эти характеристики;

• представление через предмет. Например, участникам раздаются монеты, каждый смотрит, какого года выпуска ему попалась, и говорит, что важное или памятное произошло в его жизни в тот год. Другой вариант – тренер обходит участников по кругу и просит взять у него любое количество определенных предметов (например, скрепок). Затем каждый должен рассказать про себя столько фактов, сколько предметов он взял;

• представление «10 за 60 секунд». Каждый участник должен рассказать о себе 10 фактов за 60 секунд. Сначала тренер делает это сам в качестве примера, затем каждый участник представляет себя;

• техника знакомства «Жизненный путь». Каждый из участников на листе формата А3 рисует схему/образ/картинку своего жизненного пути до момента, как он оказался на тренинге. Затем все изображения вывешиваются на стене, и каждый участник в течение 1–2 минут комментирует свой рисунок/схему. Упражнение позволяет достаточно обстоятельно познакомить участников, но требует очень большого количества времени. Поэтому оно целесообразно, если тренинг многодневный или включает командообразующие задачи.

Техники знакомства, направленные на запоминание имен участников:

• техника «Имя + прилагательное». Участники встают в круг, затем каждый по очереди, начиная с тренера (по часовой стрелке), называет свое имя и прилагательное (или эпитет), его характеризующее. На втором круге, начиная с тренера, каждый участник называет имена (и прилагательные) своих соседей и свое собственное. На третьем круге тренер просит добровольцев вспомнить имена и прилагательные пяти любых участников, затем семи, десяти и, наконец, всех;

• техника «Снежный ком». Участники встают в круг, первый называет свое имя, каждый последующий по часовой стрелке называет не только свое имя, но и имена всех предыдущих участников. Затем упражнение может быть проделано в обратном порядке, начиная с последнего участника.

Игровые техники знакомства, направленные на сближение участников:

• техника «Рукопожатие вождя». Участники встают в круг. Тренер предлагает «качественно поздороваться» и заодно «узнать способы приветствия в разных странах мира». Суть в том, что тренер демонстрирует различные способы приветствия (самый простой – рукопожатие) и затем дает небольшое время (15–30 секунд), в течение которого участники должны именно так поздороваться с максимально большим числом людей, желательно со всеми. Эти способы приветствия могут включать и представление по именам (например, не просто пожать руку, но и назвать свое имя). Обычно данная техника включает 3–4 раунда с различными формами приветствий;

• техника знакомства без слов: тренер дает участникам различные задания, которые необходимо выполнить без слов. Например, построиться по первым буквам имен в порядке от А до Я, по числу и месяцу рождения и т. п. После каждого построения в ходе проверки участники называют свои имена, число и месяц рождения и т. д. и благодаря этому узнают информацию друг о друге;

• техника «Карта группы». Каждый участник получает лист бумаги формата А4 с таблицей, в каждую из ячеек которой вписан тот или иной признак. Они могут быть различными, относящимися к профессиональной деятельности или нет: работает по призванию, трое и больше детей, есть домашние животные, считает себя романтиком, выполнил план продаж в прошлом месяце и т. д.

Далее в течение 3–5 минут участники должны найти и вписать имена тех, кто соответствует тем или иным признакам, в квадраты. Затем можно провести короткий обмен мнениями (3–5 минут): что узнали участники друг о друге, кто и чем был удивлен;

• техника «Знакомство с клубком». Все участники встают в круг, тренер представляется и бросает клубок одному из них, удерживая конец веревки. Участник, получивший клубок, представляется и, удерживая веревку в руках, бросает клубок другому. Эта процедура повторяется до тех пор, пока все участники не представятся. В итоге все люди в кругу оказываются соединенными между собой веревочной «паутиной».

Отдельно целесообразно выделить игровые техники знакомства, которые могут быть использованы в больших аудиториях (50, 100 и даже 200 участников):

• техника «4 угла». Тренер называет различные признаки, и соответственно им участники собираются в четыре, иногда три группы в разных углах помещения. Каждый из участников (и тренер) может посмотреть, кто к какой группе себя относит. Признаки могут быть различные: серьезные и юмористические, содержательные и обывательские, имеющие отношение к предстоящему тренингу или нет. Например: «родились весной, осенью, зимой или летом»; «работают в своей компании меньше года, до трех лет, до пяти лет, больше пяти лет»; «оптимисты, реалисты, пессимисты, циники»; «те, кто считает, что повысить продажи невозможно; те, кто считает, что можно, но только за счет улучшения работы других отделов, например сервиса, доставки, маркетинга; те, кто считает, что их можно повысить за счет улучшения работы отдела продаж». Признаки могут быть образные, например: «Вы – вчера? Вы – сегодня? Вы – завтра?»; «Вы – табличка с надписью “Открыто для посетителей”, “Вход воспрещен” или “Скоро вернусь”?»; «Вы – гора, равнина, река, лес?»; «Вы – земля, море или небо?», «Вы – да, нет или может быть?»; «Вы – фольксваген, роллс-ройс, феррари, джип?»;

• упражнение «Зеркало». Тренер дает задание найти как можно больше похожих на себя участников по определенным признакам, как правило внешним: например, «размах рук», «величина ладони», «цвет глаз», «размер обуви». После объявления каждого признака участникам дается 20–40 секунд на поиск (в зависимости от величины группы). Признаки должны настраивать на активное взаимодействие (например, соприкосновение ладонями);

• техника «Рекламный сэндвич». Каждый участник берет два листа формата А3. На одном из них он пишет список под заголовком «То, что я знаю», на другом – под заголовком «То, что я хочу узнать». Затем оба листа соединяются полосками скотча и крепятся по принципу «сэндвича» – один на спину, второй на грудь. Далее все участники молча ходят и знакомятся с информацией, представленной на листах коллег.

Техники знакомства для тренинговых групп, в которых участники давно знают друг друга:

• техника «Кто есть кто?». Проводится в несколько этапов:

• тренер раздает всем участникам по чистому листу бумаги формата А4 и маркеру. Дает задание: каждый должен написать на этом листе что-то о себе, о чем никто из присутствующих на тренинге, по его мнению, не знает. Это может быть событие (например, «в детстве был в Бирме»), достижение (например, «чемпион города по шахматам»), любая другая информация, например «не люблю кефир» или «люблю начальника». Участникам предлагают написать что-то интересное и с юмором, но предупреждают, что на следующем этапе станет известно, кто что написал. Рекомендуется писать скрытно от других, печатными буквами. Кроме того, тренер поясняет, что и как будет происходить на следующих этапах упражнения;

• участники в течение 1 минуты пишут и отдают листы бумаги тренеру, тот их собирает. После того как собраны задания от всех участников, тренер вывешивает все листы на стену;

• участникам дается 3–5 минут, чтобы они ознакомились с написанным и указали, кто, по их мнению, что написал. Они берут ручки и подписывают имена других участников на листах. При этом важно, чтобы участники делали это максимально активно, собравшись всей группой около стены с листами;

• затем все участники рассаживаются на свои места, тренер читает листы, и все последовательно узнают, кто что о себе написал.

• упражнение «Две правды и одна неправда». Участники по очереди приводят три факта о себе, один из которых является ложью. Все остальные отгадывают, какой из фактов не относится к данному участнику;

• упражнение «Секреты». Каждый участник пишет на листке бумаги что-либо, чего остальные о нем не знают. Затем все листочки сворачиваются и опускаются в «шапку». После этого участники вытаскивают листки по очереди, зачитывают их и пытаются угадать, где чей секрет.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector