Sckontakt.ru

Уроки онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг на командообразование для студентов

Тренинг для подростков «Командообразование»

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Тренинг на командообразование

Тот, кто воображает, что может обойтись без других людей — очень ошибается, а тот, кто воображает, что другие не могут обойтись без него — ошибается ещё больше.

Франсуа де Ларошфуко.

1. Основная цель тренинга — создание позитивных изменений в социально-психологических параметрах команды после непосредственного участия в обучении, что способствует эффективной работе команды в реальных условиях и общему организационному развитию.
2. Задачи тренинга:
• продемонстрировать преимущества командной работы;
• усовершенствовать общение в команде;
• освоить навыки обратной связи;
• усовершенствовать процессы принятия решений в команде;
• научить видеть человека в командной роли, развить среди членов команды уважение к роли каждого, улучшить способность принимать ограничения и использовать сильные стороны каждого участника;
• получить удовольствие от совместной работы.

3. Ценность тренинга командообразования в том, что они позволяют решить ряд задач:
• затрагиваются такие области, как эмоции, аспекты личности и взаимоотношений. Часто это дает возможность взглянуть на человека другими глазами, понять, почему он в какой-то ситуации введет себя так, а не иначе;
• участники тренинга учатся выражать и распознавать эмоции. Все это приводит к тому, что члены команды начинают понимать друг друга лучше, а, следовательно, более эффективно взаимодействовать;
• делается акцент на том, что разные точки зрения — это мощный ресурс командной работы, и терпимость как понимание и признание сильных и слабых сторон каждого — это важный аспект командной работы.
Одним из основных вопросов современного менеджмента является вопрос о том, какими средствами можно улучшать взаимодействие между сотрудниками, работающими в одной организации, с целью повышения эффективности деятельности этой организации. Для решения этого вопроса созданы тренинги командообразования. Командообразование происходит от английских слов team building (тимбилдинг), что в переводе означает «создание команды».

Проблемы, которые решаются на тренингах командообразования, могут быть как внутрикомандными, так и межкомандными.

Тренинги по командообразованию способствуют:
• формированию навыков успешного взаимодействия членов команды в различных ситуациях;
• повышению уровня личной ответственности за результат;
• переходу из состояния конкуренции к сотрудничеству;
• повышению уровня доверия и заботы между членами команды;
• переключению внимания участника с себя на команду;
• повышению командного духа и дают заряд позитивного настроения.

А) «Групповое ожерелье»

«Групповое ожерелье» – игра, которая помогает нам разобраться в том, какой вес мы имеем в группе, какое место занимаем или хотим занимать в ней.

Необходимые материалы: ножницы по количеству участников, цветная бумага

Каждый из участников получает ножницы и лист цветной бумаги (могут быть разные цвета у разных людей). В центре комнаты на полу положен большой лист бумаги и несколько тюбиков клея.

— У вас есть ровно одна минута вырезать из листа круг, написать на нём ваше имя и приклеить его на большой белый лист в центре комнаты. Начали! (Работа группы не комментируется тренером и не даются дополнительные пояснения).

Вопросы для обсуждения:

— Посмотрите, пожалуйста, на лист после того, как вы узнали смысл задания и подумайте над вопросами:

— Нравится ли мне место, которое я занимаю на листе?

— Хотел бы ли я переместить свой круг в другое место? Почему?

— Отражает ли размер моей «бусины» моё реальное место/вес/влияние в группе?

— Ваше мнение о «бусинах» (размер и их расположение, соответствие реальному положению и «весу» в группе. ) ваших товарищей?

Б) «Уменьшающаяся газета»

Упражнение тренирует навыки совместной деятельности команды. Также можно использовать его в конце тренинга для эффективного и позитивного его завершения.

Необходимые материалы: по 1 газетному листу на каждую группу.

Участники объединяются в мини-группы размером от 3 до 6 человек и каждой команде выдается газетный лист.

Тренер озвучивает следующую инструкцию: « Вам нужно всей командой встать на газетный лист и скандировать «Мы — одна команда»! »

После того как это будет сделано, тренер складывает газету пополам и повторяет задание. После того как это будет сделано, тренер еще раз складывает газету пополам и снова повторяет задание. Задача группы — разместиться на наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе «Мы — одна команда!»

В) «Мой вклад в команду»

Упражнение помогает каждому участнику осознать свою роль в данной команде, тот вклад, который он вносит в командную работу, помогает осознать различные варианты того, как вносится вклад в общий результат, и развить в участниках уважение к другим и признание важности выполнения их функций.

Все участники объединяются в мини-группы по 3-4 человека.

Тренер просит каждого участника высказаться в рамках своей мини-группы на тему того, в чем он видит свой вклад в деятельность всей команды. При этом если тренинг проводится в корпоративном формате, то есть в нем участвуют лица от одной компании, имеется ввиду вклад в работу всей команды, пришедшей на тренинг. Если в тренинге участвуют лица от разных компаний, то можно говорить о том вкладе, который каждый делает в свою конкретную команду на своем рабочем месте. Если кто-то из участников затрудняется, остальные члены его мини-группы могут ему помочь сформулировать свой доклад.

Читать еще:  Тренинг по общению в интернете

Группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой мини-группы выступает и рассказывает о каждом в своей группе.

По результатам упражнения можно подчеркнуть, насколько разные мнения о собственном вкладе прозвучали, подчеркнуть то, что в хорошей команде максимально используются индивидуальные особенности и сильные стороны каждого.

Можно подчеркнуть, что вносить свой вклад в команду можно по-разному — выполняя определенные профессиональные или организаторские функции либо влияя психологически на атмосферу в команде (вселяя энтузиазм и уверенность в своих силах либо сглаживая конфликты и т.д.). После этого можно перейти к более подробному рассмотрению ролей в команде.

В этом упражнении участники действуют сообща, и можно обсудить, что помогало, а что мешало им в совместной деятельности.

Необходимые материалы : скамейка или бревно, которые будут имитировать мост.

Участники тренинга встают на «мост» вплотную друг к другу.

Тренер объясняет правила игры: участникам необходимо перейти через мост, то есть каждый из них должен сойти с «моста» на противоположной стороне. При этом сходить раньше, чем на противоположной стороне, то есть, если кто-то сделает шаг влево или вправо, то все участники возвращаются на свои места и игра начинается снова.

То, насколько быстро выполнено задание, говорит о групповой сплоченности и том, насколько скоординировано работает группа. Можно обсудить, что помогало, а что мешало групповой работе, кто брал на себя роль лидера, почему происходили ошибки и люди оступались.

Показать разность восприятия, стереотипы в восприятии.

5 -7 минут Размер группы Любой

Каждый участник берет лист бумаги формата А4 или A5 и закрывает глаза. Обязательно берет шариковую ручку. Попросите участников согнуть лист пополам. Если кто-нибудь спросит, как и в какую сторону сгибать — Просто повторите задачу, и не отвечайте на вопрос . Получившееся согнуть еще раз пополам. И еще раз. После этого предложить на выбор 1 обязательное действие. Оторвать уголок Сделать отверстие ручкой.

Откроем глаза. Покажите, у кого, что получилось?

Кто был уверен что бумага и ручка для того что бы что то записывать?

Почему работает стереотип?

Вы довольны результатом?

Почему у вас на выходе листы получились разными?

Акцент — Больший лист – проще дырявить и рвать чем маленький.

Кто в первом шаге моей инструкции задал уточняющий вопрос? Остальные, почему промолчали? Где в нашей работе или жизни встречаются такие ситуации? (возврат на размер листа, стререотип с ручкой) К чему они могут привести? Что нужно делать, чтобы такого не случилось?

5. Итоги упражнений:

1). Как Вы себя чувствовали?

2). Что мы могли наблюдать в ходе наших упражнений?

3). Что Вас удивило?

4). Что Вы еще хотели бы узнать и сказать друг другу?

Совместный труд воспламеняет в людях такую ярость свершения, какой они редко могут достичь в одиночку.

Упражнения на командообразование

Тренинги на командообразование для сотрудников очень популярны, так как командообразование – всегда актуальная HR-задача. Отделы расширяются, приходят новички, существует текучесть . Традиционно командообразование ассоциируется с верёвочными курсами. На самом деле элементы командообразования, как правило, присутствуют на утренних планерках, корпоративных мероприятиях , обучениях.
Значимость командообразования высока, поскольку:
1. Действует принцип синергии, когда эффективность каждого участника команды возрастает: 2+2=5 и больше.
2. Сплочение сотрудников позволяет увеличить результативность проектной деятельности.
3. Работа в команде – элемент нематериальной мотивации персонала, увеличивающий удовлетворенность работой.
Тренинг на командообразование в офисе может содержать следующие блоки.
Вводная часть
• Представление тренера и программы
• Введение правил
• Выявление ожиданий участников
Теоретические блоки / мини лекции. Например:
• Основы командообразования
• Командные роли
• Динамика групповых процессов
Психологическое тестирование. Например:
• Опросник управленческие роли Т. Ю. Базарова
• Тест «Командные роли» Р. М. Белбина
• Методики социометрии
Упражнения на командообразование в тренинге. Например:
• «Общие факты»
• «Издательство»
• «Вместе мы сильнее»
• «Лабиринт»
• «Попади в цель»
Рефлексия
• Обратная связь от участников
• Обратная связь от тренера
• Подведение итогов, вручение дипломов / сертификатов

ИГРЫ НА КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ В ПОМЕЩЕНИИ

1. ИГРА НА ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ «ОБЩИЕ ФАКТЫ»
Первый вариант.
Организационные моменты. Необходимы чистые листки для записей.
Инструкция участникам. Разбейтесь на пары. В течение 7 минут запишите десять фактов, которые Вас объединяют. После того как упражнение будет выполнено в парах необходимо объединиться в четвёрки и найти десять объединяющих фактов для членов команды четвёрки. После этого объединяется вся команда и задача найти десять общих фактов для всей команды.
Второй вариант.
Организационные моменты. В круг расставляются стулья, в количестве на один меньше, чем число участников плюс ведущий.
Инструкция участникам. Сотрудники садятся в круг. Тренер оглашает какой-либо признак. Поменяться местами должны те, у кого этот признак есть. Например, у кого есть собака / опыт работы в продажах больше двух лет / есть личный автомобиль / кому больше 30 лет / стаж работы в компании менее 6 месяцев / кто занимается спортом / ходил на зимний корпоратив / приносит обед на работу с собой. Если названный признак относится и к тренеру – он также садится. Тот, кто не успел занять свободный стул – становится ведущим и следующим называет признак, согласно которому участники должны поменяться местами.
Дебрифинг. Ведущий подчеркивает как много общего у участников тренинга.
2. ИГРА НА ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ «ИЗДАТЕЛЬСТВО»
Организационные моменты. Притчи, истории, методы работы, связанные с деятельностью участников (например, по управлению или продажам). Каждую историю, притчу, описание метода работы разрезать на полоски и положить в отдельный конверт. Разбить участников на подгруппы по 4-8 человек. Каждой группе дать отдельный конверт.
Инструкция участникам. Ваша команда – это семья, унаследовавшая от богатого родственника издательство, специализирующееся на бизнес-литературе по продажам / управлению / маркетингу / другой вариант. Проблема в том, что текст статьи перепутан, а через 15 минут (время устанавливаем в зависимости от объема текста) её нужно запустить в печать. Ваша задача как можно скорее привести текст в порядок.
Дебрифинг.
• За счёт чего удалось справиться с задачей?
• Какие сложности возникли при выполнении задания?
• Чему научил Вас этот опыт взаимодействия?
3. ИГРА НА ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ «ВМЕСТЕ МЫ СИЛЬНЕЕ»
Организационные моменты. Необходимы чистые листки для записей.
Инструкция участникам. За пять минут составьте список своих сильных и слабых сторон как сотрудника. Далее в составе группы подготовьте общий список сильных и слабых сторон всей команды. Если чей-то недостаток компенсируется сильной стороной другого участника, тот этот недостаток вычеркивается. Например, небольшой стаж работы одного участника – компенсируется большим стажем второго. Или сложность переключения с одного дело на другое одного участника компенсируется умением делать несколько дел одновременно второго.
Дебрифинг. Ведущий подчеркивает, что возможности команды всегда большее, чем простая сумма возможностей её участников. Слабые стороны каждого могут быть компенсированы сильными сторонами других участников.
4. ИГРА НА ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ «ЛАБИРИНТ»
Организационные моменты. На полу мелом рисуется лабиринт.

Читать еще:  Упражнение для тренинга остров


Инструкция участникам. Первому участнику завязываются глаза. Его цель – пройти лабиринт, не заступив за его границы. Группа подсказывает как идти («левее», «прямо», «правее», «вперёд»). Говорить можно по очереди и только одно слово. Если человек заходит за черту или кто-то из участников сказал два слова: попытка сгорает и следующий участник должен начать проходить лабиринт сначала. Цель – пройти лабиринт с наименьшим количеством попыток.
Дебрифинг. После успешного прохождения лабиринта ведущий даёт обратную связь, обращая внимание на следующие моменты:
• успешная команда проходит лабиринт с 8 раза;
• анализирует: спрашивает ли команда впечатления того, кто проходил лабиринт с закрытыми глазами. Использует ли эту обратную связь в дальнейшем для инструкции следующему идущему;
• хвалит ли команда идущего или считает, что пока лабиринт не пройден до конца хвалить не за что (негативный менеджмент);
• было ли выпадение участников из процесса: два слова вне очереди – особенно когда участник с закрытыми глазами идет хорошо;
• присутствовали ли переживание и поддержка друг друга или негатив в адрес участника, плохо давшего инструкцию.
5. ИГРА НА ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ «ПОПАДИ В ЦЕЛЬ»
Еще один пример игры на командообразование для сотрудников в помещении «Попади в цель».

Организационные моменты. На пол ставится маленькое детское ведёрко. От ведёрка мелом чертятся 3 линии на расстоянии около 25 см друг от друга.


На доске / флипчарте рисуется матрица:

Упражнения для тренингов — командообразование

Приведенные ниже упражнения для тренинга позволят разнообразить Ваш тренинг по командообразованию, а так же могут натолкнуть Вас на дополнительные идеи.

Сделай тренинг ярким

В книге собрано более 100 игр и упражнений, рассортированных по тематикам.

Групповое ожерелье

«Групповое ожерелье» – игра, которая помогает нам разобраться в том, какой вес мы имеем в группе, какое место занимаем или хотим занимать в ней.

Необходимые материалы: ножницы по количеству участников, цветная бумага

Каждый из участников получает ножницы и лист цветной бумаги (могут быть разные цвета у разных людей). В центре комнаты на полу положен большой лист бумаги и несколько тюбиков клея.

— У вас есть ровно одна минута вырезать из листа круг, написать на нём ваше имя и приклеить его на большой белый лист в центре комнаты. Начали! (Работа группы не комментируется тренером и не даются дополнительные пояснения).

Вопросы для обсуждения:

— Посмотрите, пожалуйста, на лист после того, как вы узнали смысл задания и подумайте над вопросами:

— Нравится ли мне место, которое я занимаю на листе?

— Хотел бы ли я переместить свой круг в другое место? Почему?

— Отражает ли размер моей «бусины» моё реальное место/вес/влияние в группе?

— Ваше мнение о «бусинах» (размер и их расположение, соответствие реальному положению и «весу» в группе. ) ваших товарищей?

Уменьшающаяся газета

Упражнение тренирует навыки совместной деятельности команды. Также можно использовать его в конце тренинга для эффективного и позитивного его завершения.

Читать еще:  Интересные тренинги по психологии для студентов

Необходимые материалы: по 1 газетному листу на каждую группу.

Участники объединяются в мини-группы размером от 3 до 6 человек и каждой команде выдается газетный лист.

Тренер озвучивает следующую инструкцию: «Вам нужно всей командой встать на газетный лист и скандировать «Мы — одна команда»!»

После того как это будет сделано, тренер складывает газету пополам и повторяет задание. После того как как это будет сделано, тренер еще раз складывает газету пополам и снова повторяет задание. Задача группы — разместиться на наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе «Мы — одна команда!»

Мой вклад в команду

Упражнение помогает каждому участнику осознать свою роль в данной команде, тот вклад, который он вносит в командную работу, помогает осознать различные варианты того, как вносится вклад в общий результат, и развить в участниках уважение к другим и признание важности выполнения их функций.

Все участники объединяются в мини-группы по 3-4 человека.

Тренер просит каждого участника высказаться в рамках своей мини-группы на тему того, в чем он видит свой вклад в деятельность всей команды. При этом если тренинг проводится в корпоративном формате, то есть в нем участвуют лица от одной компании, имеется ввиду вклад в работу всей команды, пришедшей на тренинг. Если в тренинге участвуют лица от разных компаний, то можно говорить о том вкладе, который каждый делает в свою конкретную команду на своем рабочем месте. Если кто-то из участников затрудняется, остальные члены его мини-группы могут ему помочь сформулировать свой доклад.

Группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой мини-группы выступает и рассказывает о каждом в своей группе.

По результатам упражнения можно подчеркнуть, насколько разные мнения о собственном вкладе прозвучали, подчеркнуть то, что в хорошей команде максимально используются индивидуальные особенности и сильные стороны каждого.

Можно подчеркнуть, что вносить свой вклад в команду можно по-разному — выполняя определенные профессиональные или организаторские функции либо влияя психологически на атмосферу в команде (вселяя энтузиазм и уверенность в своих силах либо сглаживая конфликты и т.д.). После этого можно перейти к более подробному рассмотрению ролей в команде.

Вы бизнес-тренер? И ищите способы сделать свой тренинг более живым и интересным? Обратите свое внимание на мою книгу «Сделай тренинг ярким», она содержит более 100 игр и разминок.

В этом упражнении участники действуют сообща, и можно обсудить, что помогало, а что мешало им в совместной деятельности.

Необходимые материалы: скамейка или бревно, которые будут имитировать мост.

Участники тренинга встают на «мост» вплотную друг к другу.

Тренер объясняет правила игры: участникам необходимо перейти через мост, то есть каждый из них должен сойти с «моста» на противоположной стороне. При этом сходить раньше, чем на противоположной стороне, то есть, если кто-то сделает шаг влево или вправо, то все участники возвращаются на свои места и игра начинается снова.

То, насколько быстро выполнено задание, говорит о групповой сплоченности и том, насколько скоординировано работает группа. Можно обсудить, что помогало, а что мешало групповой работе, кто брал на себя роль лидера, почему происходили ошибки и люди оступались.

Так же советую почитать:

Разминки в тренингах

Сегодня я хотел бы поговорить о разминках в рамках тренинга — для чего они нужны, как их проводить, а так же примеры нескольких разминок.

Интересные разминки для начала тренинга

В данной статье я представляю вашему вниманию несколько разминок, которые помогут начать тренинг весело и живо.

Как оживить тренинг или разминки №2

Сегодня продолжим тему разминок на тренингах. Я бы хотел в этот раз поделиться разминками, повышающими групповую динамику.

Готовый тренинг по продажам, часть 3

Продолжаем разбирать процесс создания готового тренинга по продажам для торговых представителей.

Другие разделы блога:

Игры и упражнения для тренингов

В данном разделе собраны лучшие игры и упражнения для тренингов, в том числе для тренингов по командообразованию, тренингов по продажам и прочие.

Как создать собственный тренинг и обучать людей

В данном разделе описаны технологии обучения взрослых людей, описаны методики создания собственных тренинговых программ и другие статьи, которые будут полезны тренерам — как начинающим карьеру, так и профессионалам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector