Sckontakt.ru

Уроки онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Срок обучения в университете

Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

ГАРАНТ:

Об обучении в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по образовательным программам бакалавриата, программам подготовки специалиста и программам магистратуры соответствующих уровней высшего профессионального образования см. пункты 2-6 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ

Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения

1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуются по уровням.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования:

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр» — бакалавриат;

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «специалист» или квалификации (степени) «магистр» — подготовка специалиста или магистратура.

Информация об изменениях:

Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.

4. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения составляют:

для получения квалификации (степени) «бакалавр» — четыре года;

для получения квалификации (степени) «специалист» — не менее пяти лет;

для получения квалификации (степени) «магистр» — два года.

Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым могут быть установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры), устанавливается Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Условия освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки, утвержденные приказом Минобразования РФ 13 мая 2002 г. N 1725

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ в пункт 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

5. Лица, получившие документы государственного образца о соответствующем уровне высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр», имеют право продолжить на конкурсной основе обучение по образовательной программе высшего профессионального образования — программе магистратуры.

Получение образования по следующим образовательным программам высшего профессионального образования рассматривается как получение второго высшего профессионального образования:

по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста — лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра;

по программам магистратуры — лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра, если иное не установлено федеральными законами.

Информация об изменениях:

7. Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего уровня в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является условием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, условием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.

Квалификация (степень) «бакалавр», квалификация (степень) «специалист», квалификация (степень) «магистр» при поступлении на работу дают гражданину право претендовать на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование, если иное не установлено федеральными законами.

Занятие должностей государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 8 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

8. Основные образовательные программы высшего профессионального образования обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

ГАРАНТ:

См. перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. N 1473

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 февраля 2009 г. N 18-ФЗ в пункт 9 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

9. Экстернат — самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию.

Положение об экстернате утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

ГАРАНТ:

См. Положение об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования РФ от 14 октября 1997 г. N 2033

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 июня 2011 г. N 144-ФЗ в пункт 10 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

10. Лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и государственную (итоговую) аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона

Уровни высшего образования

Современная система высшего образования в России построена по Болонскому принципу и включает несколько уровней образования: бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру, ординатуру и другие.

Первый уровень

Бакалавриат

По окончании студенты защищают квалификационную выпускную работу. По ее итогам выдается диплом бакалавра с присвоением квалификации («Академический бакалавр», «Прикладной бакалавр»). Документ дает право работать по профессии или продолжить обучение в магистратуре.

Второй уровень

Специалитет

В отличие от бакалавриата программы специалитета ориентируют студентов на практическую работу в отрасли по выбранному направлению. На них поступают обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Обучение длится не менее 5-ти лет. По итогам сдачи экзаменов и защиты дипломной работы выдается диплом специалиста с указанием присвоенной квалификации (например, «Астроном», «Преподаватель», «Специалист по защите информации» и пр.). Выпускники специалитета имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в магистратуре или аспирантуре.

Магистратура

Позволяет углубить специализацию по выбранному направлению. На программы магистратуры могут поступать бакалавры и специалисты. Обучение длится не менее двух лет и предусматривает подготовку студента к научно-исследовательской деятельности. Выпускники защищают выпускную работу (магистерскую диссертацию), по итогам которой выдается диплом магистра и присваивается квалификация «Магистр».

Третий уровень – подготовка кадров высшей квалификации

АСПИРАНТУРА – форма подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета. Обучение включает образовательную часть, педагогическую деятельность, практику, научно-исследовательскую работу. Аспиранты выбирают научное направление, тему исследования для своей диссертации. Обучение на очной форме длится не менее 3-х лет, на заочной – не менее 4-х. Выдается диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации («Исследователь», «Преподаватель-исследователь»). По итогам защиты диссертации присваивается степень кандидата наук – первая степень, официально подтверждающая статус ученого. Кандидаты наук допускаются к соисканию степени доктора наук (второй степени, подтверждающей статус ученого), присуждаемой по итогам защиты докторской диссертации.

АДЪЮНКТУРА – аналог аспирантуры в учебных заведениях, относящихся к Министерству внутренних дел и Минобороны России.

© КФУ

ОРДИНАТУРА – это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в области медицины (фармацевтики). К поступлению в ординатуру допускаются обладатели высшего медицинского (или фармацевтического) образования. Обучение длится 2 года и представляет собой сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практикой в медицинских учреждениях, в ходе которой студенты формируют необходимые профессиональные умения и навыки. По окончании сдается трехступенчатый квалификационный экзамен. Выпускникам выдается диплом об окончании ординатуры и присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских учреждениях.

АССИСТЕНТУРА-СТАЖИРОВКА – форма подготовки работников высшей квалификации в области искусств. По программам ассистентуры-стажировки могут обучаться выпускники специалитета или магистратуры в данной области. Срок обучения не превышает двух лет и представляет собой реализацию индивидуального учебного плана под контролем научного руководителя и заведующего кафедры учебного заведения. Выпускная работа представляет собой выступление, концерт, показ, выставку, фильм в зависимости от специализации. По окончании ассистентуры-стажировки выдается диплом о ее окончании с присвоением квалификации («Концертный исполнитель и преподаватель высшей школы»), дающий право исполнительской и преподавательской деятельности.

Читать еще:  Обучение электромонтер 4 разряда

Второе высшее образование

Российское законодательство гарантирует россиянам бесплатное получение лишь одного высшего образования (I, II, III уровней), за второе всегда приходится платить. Иностранцы, закончившие университет за пределами Российской Федерации, могут получить второе высшее образование в российских вузах как платно, так и за счет средств госбюджета РФ (при условии успешного прохождения конкурсного отбора). Это можно сделать в формате бакалавриата (до 4-х лет обучения), специалитета (до 6-ти лет) или магистратуры (не менее 2-х лет). Конкурсный отбор проходит на основе вступительных экзаменов. По окончании выдается диплом, подтверждающий присвоение квалификации.

5 наивных вопросов о бакалавриате и магистратуре

Научный руководитель факультета психологии ГУ-ВШЭ Владимир Шадриков: «Двухуровневое образование позволяет внедрять более гибкие курсы».

Кто придумал двухуровневую систему?

Именно по такой схеме — сначала бакалавриат, а потом, по желанию, либо магистратура, либо трудоустройство — уже давно учатся студенты в западных вузах. Когда речь зашла о том, что Россия будет вступать в Болонский процесс (а надо это для того, чтобы дипломы наших вузов признавали по всему миру), заговорили о необходимости того, чтобы и наши учебные заведения перевести на двухуровневое образование.

Эту систему депутаты Госдумы узаконили еще в конце 2007-гo. С каждым годом на нее переходит всё больше вузов.

Сколько лет надо сидеть за партой?

Программа подготовки бакалавра рассчитана на 4 года. Бакалавриат — это полноценное высшее образование. В дипломе такого выпускника будет написано: «присвоена квалификация (степень) бакалавра по такому-то направлению». Магистратура — это еще два года в институте. Она предусмотрена для тех, кто хочет пойти в науку или стать преподавателем. То есть максимально углубить знания в своей области.

Тем не менее, в некоторых вузах сохранят традиционную пятилетку, или специалитет. Дипломы специалистов будут выдавать там, где есть «специальности, обеспечивающие безопасность личности и государства». Это, к примеру, военные и инженерные учебные заведения. Свою особую систему подготовки специалистов сохранят и медицинские вузы.

Кстати, помимо такого расклада (11 классов школы — бакалавриат — магистратура), есть и другие. Например, юноша или девушка может после 9-го класса сначала поступить в колледж, а уже потом подавать документы в вуз. При этом на бакалавра потом придется учиться не четыре, а всего три года. Если в вузе молодой человек продолжит обучение по тому же профилю, что и в колледже.

Всем ли хватит мест в магистратуре?

Чтобы поступить в магистратуру, придется сдавать экзамены. Понятно, что бюджетных мест там будет меньше, чем в бакалавриате. К примеру, в одном из крупнейших российских вузов — Финансовой академии при правительстве РФ, рассказал на недавней онлайн-конференции в «КП» ее ректор Михаил Эскиндаров, в этом году предусмотрено 570 бюджетных мест в бакалавриате (на очном отделении) и только 100 — в магистратуре.

Так или иначе, количество мест для магистров во всех вузах будет разным. Это зависит от качества подготовки, кадровых и материальных возможностей учебного заведения.

Самые талантливые молодые люди смогут учиться в магистратуре бесплатно.

Тех, кто сдаст экзамены похуже, если, конечно, хватит мест, зачислят на платное обучение. Вполне возможно продолжить учебу в магистратуре и тем, кто отучился в вузе 5 лет. Но им за это удовольствие придется платить, так как считается, что для выпускника-специалиста это уже высшее образование второго уровня.

А это нормальное образование?

У двухуровневой системы образования много противников. Некоторые уверены: бакалавры — это все равно, что недоучившиеся студенты. Представители ведущих вузов, которые перешли на новую систему подготовки не дожидаясь, появление закона, с этим не согласны. Среди передовиков — и «бауманка», и РУДН, и МГИМО.

Профессор, научный руководитель факультета психологии Высшей школы экономики Владимир Шадриков в интервью «КП» отметил, что двухуровневое образование позволяет внедрять более гибкие курсы. К примеру, на факультете психологии «вышки» на одну бакалаврскую программу приходятся три узкоспециализированные магистерские. Плюс и в том, что система «бакалавриат — магистратура» позволяет нынешним студентам гораздо раньше задуматься о карьере.

Причем без ущерба для учебы. Подтверждает это и международный опыт: почти 80 процентов выпускников американских вузов выходят из стен альма-матер с дипломом бакалавра.

Что думают работодатели?

Многие папы и мамы нынешних абитуриентов сомневаются, стоит ли отдавать любимое чадо в бакалавриат. Найдет ли потом молодой человек с таким образованием престижную работу? Директор по маркетингу и PR-группы компаний HeadHunter считает по-другому:

— Для работодателя важно, прежде всего, высшее образование как таковое. Публикуя вакансию, мало кто указывает: «требуются магистры» или «требуются бакалавры». В то же время соискатели в резюме и на собеседовании часто избегают слова «бакалавр», делая акцент на высшем образовании.

— В этих случаях они руководствуются соображением о том, что степень бакалавра подразумевает возможность получить степень магистра, которая, может показаться будущему начальнику, была упущена. Поэтому острых вопросов от hr-менеджера стремятся избежать.

Компании ценят знания и опыт сотрудника, которого они принимают на работу. И порой строчка «магистратура» может сыграть решающую роль в выборе одного из двух претендентов.

Нельзя также отрицать, что для многих профессиональных областей (в особенности для сферы маркетинга и журналистики) важнее два года практического опыта, чем два года, проведенных на лекциях. Едва ли эта ситуация изменится в ближайшее время. Хотя для сфер деятельности, где необходимы фундаментальные знания — экономики, юриспруденции, фармацевтики, психологии, — приоритетной должна стать степень магистра.

Организация учебного процесса

Обучающимся

Организация учебного процесса

Образовательная деятельность в Государственном университете управления осуществляется в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) и реализуется в формах очного, очно-заочного (вечернего) и заочного обучения.

Указанные формы обучения различаются объемом обязательных аудиторных занятий преподавателя со студентами, объемом времени, отводимого на самостоятельную работу и общим сроком обучения.

Срок обучения в Университете по программам бакалавриата по очной форме обучения составляет 4 года, по очно-заочной – 5 лет, по заочной – 5 лет.

Учебный год студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения начинается 1 сентября и заканчивается согласно утверждённому рабочему учебному плану конкретного направления подготовки (специальности). Как правило, учебный год разбит на два семестра: осенний (занятия проходят с 1 сентября по 31 декабря) и весенний (занятия проходят с 7 февраля по 31 мая), каждый из которых заканчивается зачетно-экзаменационной сессией (с 3 по 24 января и с 1 по 30 июня). С 25 января по 6 февраля – зимние каникулы, с 1 июля по 31 августа – летние каникулы.

Продолжительность зачетно-экзаменационных сессий устанавливается с таким расчетом, чтобы на подготовку к экзаменам по каждой дисциплине было отведено не менее 3-х календарных дней. Количество экзаменов в сессию не превышает 5, число зачетов не превышает 6.

Организация образовательного процесса в Университете регламентируется учебным планом, рабочим годовым учебным планом, календарным графиком учебного процесса на учебный год и расписанием занятий.

Учебный план определяет не только формы учебной работы, но и формы контроля за ее выполнением по каждой учебной дисциплине.

Студентом ГУУ является лицо, зачисленное в Университет для обучения согласно Правилам приема и порядком зачисления в вузы на очную, очно-заочную (вечернюю) и заочную формы обучения.

Учебные занятия

Учебные занятия в Университете проводятся строго по расписанию, утверждённому ректором. Продолжительность академического часа – 45 минут («пара» – 1 час 30 минут) для всех видов аудиторных занятий. Перерыв между занятиями – 10 минут, в течение учебного дня – обеденный перерыв продолжительностью 40 минут. Занятия для студентов очной формы обучения начинаются в разное время, но в период с 8:15 и до 18:30. Занятия для студентов очно-заочной (вечерней) формы обучения начинаются в 18:30 и заканчиваются в 21:45.

Читать еще:  Метрополитен обучение на машиниста москва

Аудиторные занятия

На аудиторных занятиях – лекциях, практических (семинарских) занятиях, лабораторных работах – студенты получают основную информацию по изучаемым учебным дисциплинам, закрепляют знания и умения.

  • Ведущим видом учебных занятий в Университете являются лекции, в которых преподаватели дают основной материал дисциплины.В лекциях учебный материал излагается систематически и содержание каждой последующей лекции тесно связано с материалом предыдущей, основывается на понятиях, явлениях, законах, о которых уже говорилось ранее. Во время лекции студенты обычно ведут записи (конспект), которые в дальнейшем помогут в самостоятельной работе.
  • Семинарскиезанятия проводятся в академической группе с целью закрепить и углубить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы. На семинарах проверяется степень понимания и усвоения студентами учебного материала по дисциплинам, а наиболее сложные теоретические вопросы тщательно разбираются.
  • Назначение практическихзанятий состоит в том, чтобы научить студентов рациональным методам решения практических задач, создать у них навыки самостоятельного применения теории. Практические занятия проводятся параллельно изучению теоретического материала. На старших курсах практические занятия по профилирующим дисциплинам обычно проводятся методом разбора ситуаций в форме деловых игр.
  • Лабораторныезанятия являются одним из видов практических занятий, которые связывают теорию с практикой. Они базируются на основных положениях теоретического курса и проводятся в лабораториях, оснащенных соответствующим оборудованием.
  • Курсоваяработа(реферат) представляет собой исследовательскую работу, как правило, по одной теме изучаемой учебной дисциплины.
  • Курсовойпроект(работа) представляет собой исследовательскую работу, выполняемую по совокупности тем изучаемой учебной дисциплины профессионального цикла.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа – это проработка лекционного материала, подготовка к практическим (семинарским) занятиям, подготовка рефератов, докладов, подготовка к зачетам и экзаменам, написание курсовых работ (проектов), участие в научно-исследовательской работе, а также написание выпускной квалификационной работы (проекта).

Текущий и итоговый контроль знаний

Учебный процесс предполагает следующие методы контроля за усвоением знаний: контрольная работа, письменное тестирование, аттестация, зачет, экзамен (сдаётся письменно или устно).

Основной формой аттестации и проверки знаний студентов после окончания учебного семестра является сдача зачетов и экзаменов. Порядок их проведения регламентируется Положением о зачётно-экзаменационной сессии, формах текущего и рубежного контроля знаний студентов.

  • Зачеты, как правило, служат формой проверки успешного выполнения студентами лабораторных работ, курсовых проектов (работ), усвоения учебного материала на практических и семинарских занятиях, а также формой проверки прохождения учебной и производственной практики и выполнения в процессе практики всех учебных поручений.
  • Экзамены преследуют цель оценить работу студента, полученные им теоретические знания, развитие творческого мышления, приобретение навыков самостоятельной работы.
  • За период обучения в Университете студент обязательно должен пройти различные виды практики.

Практика является неотъемлемой частью подготовки современного специалиста. Ее задача – закрепление теоретических знаний, полученных студентами во время обучения в Университете, и приобретение необходимых навыков практической работы по специальности.

На старших курсах студенты проходят практику непосредственно на предприятиях, в учреждениях или организациях, профиль работы которых соответствует выбранной специальности.

  • После завершения процесса обучения и успешной сдачи экзаменов и зачетов по всем изучаемым дисциплинам, проводится итоговыймеждисциплинарныйэкзаменпоспециальностигосударственныйэкзамен.
  • На выпускном курсе для студентов всех форм обучения организуетсяпреддипломнаяпрактика, содержание которой определяется утверждённой приказом ректора темой дипломного проекта (работы).
  • Выпускнаяквалификационнаяработа представляет собой самостоятельную серьезную исследовательскую (или научную) работу по выбранной и утверждённой заранее теме. При подготовке выпускной работы будущий специалист должен продемонстрировать широту фундаментальных знаний в сочетании с глубиной профессионального подхода к решению конкретной проблемы.

Заочное высшее образование: что это такое и есть ли от него польза?

Перечень специальностей, на которые можно учиться заочно, становится все короче. Министерство образования и науки планирует отменить такую форму обучения для инженеров, строителей, энергетиков и других профессий, где нужно много практики. А лучше вообще оставить заочную форму только для повышения квалификации. Действительно ли студенты-заочники получают плохие знания? Можно ли после такой учебы устроиться на работу? Давайте разбираться.

Как проходит заочное обучение в вузе

Примерно месяц студенты ходят на сессию, затем получают домашнее задание по каждому предмету и начинают работать самостоятельно. На следующей сессии показывают, чему научились. Вот как это выглядит в реальности.

Первый этап – установочная сессия

Группа студентов собирается на установочную сессию. Преподаватели знакомят с правилами обучения в конкретном вузе, учебным планом, рассказывают про основы профессии, проводят вводные лекции, дают список литературы и задания для самостоятельной работы.
Срок: 20–25 дней.

Второй этап – самостоятельная работа

Студенты по удобному для себя графику читают учебники, пишут контрольные работы на выбранные заранее темы, готовятся к выступлению на семинарах, экзаменам, тестам. Если необходимо – занимаются практической работой: проводят опросы, ведут дневники наблюдений и т. д. Чтобы контролировать работу студентов, преподаватели назначают сроки сдачи работ. Например, если следующая сессия в мае, то работы по разным предметам нужно отправить на e-mail преподавателя, например в феврале, марте, апреле. Вовремя сданные контрольные работы и рефераты служат допуском к экзаменам.

Срок: до следующей сессии.

Третий этап – сессия

Задача студентов – показать, как усвоили материал. Они сдают экзамены, участвуют в семинарах, групповых, лабораторных занятиях, отвечают на вопросы тестов. Ну и конечно, снова лекции, семинары, новый учебный материал.

Срок: 20–30 дней. Обычно проходит 2 сессии в год.

Эти этапы (кроме первого) чередуются на протяжении 3–6 лет обучения. Раз в год студенты пишут курсовую работу и защищают ее. А в конце обучения, вместе со сдачей государственных экзаменов, защищают дипломную работу с исследованием, практической частью и выводами.

Зачастую образовательные учреждения предполагают сессию при заочной форме обучения в конце ноября и первых числах декабря. При этом многие университеты проводят зимние экзамены для заочников в начале января. А вот весенняя сессия обычно одинаково во всех учреждениях проводится в марте. В зависимости от курса экзаменационная сессия у заочников может длиться от трех до четырех недель.

По закону работающие студенты могут рассчитывать на оплачиваемый учебный отпуск, длительность которого увеличивается от первого (до 40 календарных дней) к пятому (до 50 дней) курсу обучения.

Чем заочное обучение отличается от очного?

Срок обучения зависит от вуза и специальности. Например, в 2018 году в КГПУ им. В. П. Астафьева любое заочное обучение идет 5 лет. Притом в этом же университете есть очные специальности сроком обучения в 4 года.

«Я получала среднее образование очно, а высшее – заочно. В колледже я толком не училась, прогуливала занятия, часть предметов вообще прошла мимо меня. Но на работу по профессии устроиться смогла. А вот на заочке я взялась за ум. Совмещала работу и учебу, да так, что в итоге красный диплом получила. Мне предлагают должность заместителя начальника отдела, а я размышляю по поводу второго высшего. » Ирина, 34 года, технический специалист

Как поступить на заочное отделение в вуз

Конечно, конкретные условия нужно узнавать в выбранном учебном заведении, но основные особенности мы расскажем.

Программы обучения

В России действует двухуровневая система образования: это бакалавриат (4 года) + магистратура (2 года) и отдельно специалитет (5–6 лет). Это виды программ обучения.

Соответственно, после них вы получите квалификацию бакалавра, специалиста или магистра. От выбора программы зависит длительность обучения и дальнейшие возможности.

Бакалавр

Человек, получивший высшее профессиональное образование. Он учился в вузе 4 года, сдал государственные экзамены и при желании может поступить в магистратуру.

Магистр

Специалист или бакалавр, окончивший магистратуру и защитивший магистерскую диссертацию. Срок обучения – 2 года. После этого может поступить в аспирантуру.

Читать еще:  Владивосток обучение стрельбе

Специалист

Человек, получивший высшее профессиональное образование. Он учился в вузе не менее 5 лет, сдал государственные экзамены и защитил дипломную работу. При желании может поступить в магистратуру или аспирантуру.

Бакалавриат – общая профессиональная подготовка, с таким дипломом устроиться на работу вполне реально. Специалист уже уровнем повыше, работодатели ценят его больше. Магистр – ну тут уже все понятно, самый крутой из трех.

Российские дипломы бакалавра и магистра равнозначны европейским дипломам, так как наша страна входит в Болонскую конвенцию об образовании. Если вы не планируете работу или стажировку за границей, то вполне можете обойтись специалитетом. Бакалавры же могут поступать не только в российскую магистратуру, но и зарубежную.

Проходной балл

Это суммарный результат после сдачи экзаменов (ЕГЭ), прохождения тестирования вуза (если оно есть) и индивидуальных достижений абитуриента. На заочном отделении проходной балл часто бывает ниже, чем на очном, хоть и не всегда.

Вот несколько примеров:

Проходной балл на очное

Проходной балл на заочное

ТГИК (на факультете музыки, театра и хореографии)

МГУКИ (на факультете социально-культурной деятельности)

КузГТУ им. Горбачева (на строительном факультете)

На основе данных государственной статистики в 2016 году, конкурс при приеме в вузы в 2016 г. был таким:

  • на очное образование – почти 7 заявлений на одно место;
  • на заочное – чуть больше 2 заявлений.

А поступило 57,5 % на очную форму и 40,1 % – на заочную. Остальные абитуриенты выбрали очно-заочную форму обучения.

Как поступить в вуз без ЕГЭ заочно? Сделать это могут те, у кого уже есть среднее профессиональное образование. Они зачисляются на основании результатов вступительных внутренних экзаменов учебного заведения. А всем, кто недавно закончил 11 классов, результаты ЕГЭ – обязательны.

Если поступать на заочную форму обучения в вузе после среднего образования, то может сократиться срок обучения и условия сдачи вступительных экзаменов.

Например, в Тюменском индустриальном университете условия такие: выпускники школ поступают по результатам ЕГЭ. Если у абитуриента есть среднее специальное или высшее образование, тогда прием осуществляется по результатам вступительных экзаменов самого университета. Проходной балл ниже, чем на очном обучении.

Результаты ЕГЭ действуют 4 года включительно. То есть если вы сдали его в 2018 году, поступать можете до 2022 включительно.

Если в вузе на выбранную вами специальность предусмотрены бюджетные места и вы набрали проходной балл, можете учиться бесплатно.

Как проходит заочное обучение в вузе

Срок обучения – от 3 до 6 лет. Зависит от учебной программы, наличия образования у абитуриента. Если поступать на заочное высшее обучение, имея среднее профессиональное образование, срок обучения сокращается на 1–2 года. В некоторых вузах можно обучаться по индивидуальному плану и сократить срок обучения в среднем на полгода. Например, в ХГУ им. Н. Ф. Катанова по направлению «Экономика: Бухгалтерский учет, анализ и аудит» бакалавру заочно нужно учиться 5 лет, а при индивидуальном плане обучения – 4 года и 7 месяцев.

Не все возможности, доступные студентам-очникам, будут доступны и заочникам. Например, не получится пройти зарубежную стажировку, участвовать в грантах для обучения за границей.

Диплом, который получают студенты-заочники, отличается от диплома очников только меньшим количеством часов. Указание формы обучения вносится в диплом только по согласованию с выпускником.

О чем еще нужно подумать заранее

Стипендия. Даже если студент поступил на бюджет, стипендия ему все равно не полагается.

Отсрочка от армии. Молодой человек будет в списке призывников наравне с остальными, отсрочки на заочке нет.

Совмещение работы и учебы. Обычно на время сессии студенту полагается оплачиваемый учебный отпуск, но по факту это зависит от работодателя. Иногда студенты берут ежегодный отпуск на работе и учатся в это время. Не всем это нравится, зато начальник раздражается меньше.

Почему абитуриенты выбирают заочную форму обучения?

  • Работа сразу после школы. Отличный вариант для тех, кто обеспечивает свою жизнь сам.
  • Возможность жить в родном городе. Не нужно постоянно жить в большом городе. Можно приезжать на месяц из своего региона, экономя деньги на оплате за жилье.
  • Низкая стоимость обучения. Иногда даже вполовину меньше, чем оплата за очную форму обучения.
  • Индивидуальный график учебы. Заочная форма образования дает большую свободу действий, чем очная. Сессии проходят 2–3 раза в год по одному месяцу, а оставшееся время вы можете заниматься спортом, творческой деятельностью или ухаживать за ребенком.
  • Вне возрастных стереотипов. Учиться можно в любом возрасте. На заочном обучении, скорее всего, вы встретите своих ровесников, сколько бы лет вам ни было.

«В нашей группе на заочном отделении училось 22 человека. Двое девушек поступили после 11-го класса. Они жили в селе и в город приезжали только на сессии. Еще двое сначала учились очно, потом взяли академический отпуск по уходу за ребенком и перевелись к нам. Парень недавно пришел из армии. Остальные – женщины 30–40 лет. Они уже работали и получали образование по профессии». Антонина, 28 лет.

Мифы о заочном обучении

Заочное всегда платное. Нет, не всегда. Если учебным заведением предусмотрены бюджетные места, на них вполне реально попасть. Например, Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя в 2018 году выделил 170 бюджетных мест на заочное обучение при проходном балле 189.

Заочное хуже очного. Согласно учебному плану, студент очник и заочник получают практически одинаковое образование. Разница состоит только в том, что очники получают больше образовательных часов по каждой дисциплине, но при этом перечень дисциплин остается неизменным.

Учиться легче. На самом деле, не всегда. Если в очном формате объем знаний распределяется по всему учебному году, то в заочном формате объем становится концентрированным. Вместо лекций и потребления готового материала придется добывать и изучать его самостоятельно. Преподаватели помогают вырабатывать самодисциплину: они дают график сдачи контрольных работ. Так, до январской сессии вам нужно будет отправить все работы на электронную почту преподавателям.

Требовательность педагогов ниже. Тоже не всегда. Студенты ведь не просто отсиживают часы – им еще потом и курсовые, дипломные работы перед комиссией защищать. Так что поблажки обычно бывают редко. Кто-то из педагогов наоборот стремится дать как можно больше знаний, дотошно проверяя работы.

Нет практики. Как правило, студенты-заочники уже работают по специальности и всю практику проходят на работе. Если это не ваш случай, придется искать предприятие самостоятельно. В любом случае, в учебном плане практические занятия прописаны. На время обучения можно устроиться в российскую компанию на стажировку – бесплатную или оплачиваемую.

Труднее найти работу. По законодательству компании не имеют права отказывать в устройстве на работу по причине получения заочного образования. Но по факту некоторые работодатели неохотно берут таких специалистов. Отказ обосновывают недостаточной квалификацией. Есть и другие компании, которые наоборот охотнее берут студентов-заочников: так они «воспитывают под себя» специалиста, постепенно увеличивая круг его обязанностей. Тем более, начав работать на 1–2-м курсе, вы одновременно будете получать теоретические знания и применять их на практике. А если что-то будет непонятно, всегда можете спросить преподавателей на сессии.

Иногда вузы тоже помогают студентам в трудоустройстве. Например, ХГУ (Хакасский государственный университет) им. Н. Ф. Катанова создал автоматизированную информационную систему трудоустройства. Там студенты получают информацию о стажировках, вакансиях, вебинарах. НГТУ (Новосибирский государственный технический университет) сотрудничает с Региональным центром трудоустройства и адаптации выпускников к рынку труда, а также с центром развития профессиональной карьеры.

Минобрнауки идет к тому, чтобы оставить заочное обучение только как способ повышения квалификации для тех, кто получает второе высшее образование. Но пока этого не произошло, сотни тысяч студентов в 2018 году подают заявления на заочную форму обучения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector