Sckontakt.ru

Уроки онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности обучения слепых детей

Портал педагога

Автор: Кочева Дарья Геннадьевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: ГКОУ «Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат №12»
Населённый пункт: город Шадринск, Курганская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности обучение слепых и слабовидящих детей в условиях ФГОС.
Дата публикации: 14.03.2016
Раздел: среднее образование

Особенности обучение слепых и слабовидящих детей в условиях ФГОС.
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлинский. Деятельность педагога с учётом требований профессионального стандарта  Педагог должен разработать и реализовать программу учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы (С учетом особенностей детей).  Осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС.  Участвовать в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.  Планировать и проводить учебные занятия.  Систематически анализировать эффективность учебных занятий и подходов к обучению.  Организовывать, осуществлять контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.  Формировать универсальные учебные действия.  Формировать навыки, связанные с информационно-коммуникационными технологиями.  Формировать мотивацию к обучению. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:  анализировать свои действия;  самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;  отличаться мобильностью;  быть способны к сотрудничеству;  обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально- экономическое процветание. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Поэтому учебная деятельность строится на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:  возраста ребенка;  специфики учебного предмета;
 меры сформированности УУД учащихся. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия. Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными, познавательные и коммуникативные компетенции.
К современному уроку предъявляются следующие требования
:  хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;  учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;  урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;  учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;  вывод делают сами учащиеся;  минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;  времясбережение и здоровьесбережение;  в центре внимания урока — дети;  учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;  умение демонстрировать методическое искусство учителя;  планирование обратной связи;  урок должен быть добрым.
Примерная

традиционной
 сохраняется организационный этап урока  этап постановки целей и задачей урока  этап проверки домашнего задания  этап актуализации знаний  объяснения нового материала  закрепления материала  комментирования д/з  этап рефлексии  этап подведения итогов и выставления оценок Отличительной чертой урока по ФГОС является то, что обучающиеся должны самостоятельно (с подачи учителя) ставить цель урока
,
ставить задачу, планировать работу, контролировать её выполнение, отслеживать результат, оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников.

ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Требования к структуре адаптированной основной образовательной программы основного и среднего общего образования слабовидящих обучающихся. 1. АООП (Адаптированная основная образовательная программа)для слабовидящих обучающихся определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне основного и среднего общего образования с учетом индивидуальных особенностей слабовидящего обучающегося (учитывать зрительный диагноз ребенка, имеющиеся вторичные отклонения в развитии и опираться на сформированные компенсаторные механизмы), быть преемственной по отношению к основной образовательной программе начального, основного, среднего общего образования. 2. АООП для слабовидящих обучающихся, которая реализуется в условиях инклюзивного образования, имеет структуру, определенную требованиями ФГОС основного и среднего Основного Образования. 3. Адаптированная основная образовательная программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. АООП реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации адаптированной образовательной программы определяет образовательная организация. 4. Специфические требования к разделам адаптированной образовательной программы. 4.1. Требования к разделам адаптированной образовательной программы основного и среднего общего образования соответствуют требованиям ФГОС основного и среднего ОО с учетом специфики следующих образовательных потребностей слабовидящих и коррекционной направленности их обучения:  использование при необходимости рельефно-точечной системы Брайля;  применение наглядных дидактических материалов (коллективного и индивидуального пользования): макеты, модели, рельефно-графические пособия и т.п.;  использование тифлотехнических средств компенсации слабовидения (лупа, портативные и стационарные электронные увеличители и т.п.);  использование программы увеличения информации на экране компьютера;  применение специальных приспособлений для выполнения графических и рельефно-графических построений на уроках;  взаимосвязи коррекционной программы и программ предметных циклов.
Прибор

«Школьник»
для рельефного рисования и черчения. Его основание покрыто листом резины. На основание накладывается лист специальной плёнки, который закрепляется при помощи металлической крышки в виде рамки и дополнительных зажимов. Прибор комплектуется шариковой ручкой и листами пленки. На этой пленке с помощью шариковой ручки можно получать прямое рельефное и одновременно цветное изображение, что позволяет незрячим чертить геометрические фигуры и иллюстрировать (делать схематические рисунки) условия задач. 4.2. Требования к планируемым результатам освоения адаптированной образовательной программы. Структура и содержание планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы основного и среднего общего образования должны адекватно отражать требования Стандарта, передавать специфику образовательного процесса, учитывать глубину поражения зрительного анализатора, сформированность компенсаторных механизмов, соответствовать возрастным и
психофизическим возможностям слабовидящих обучающихся. Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы основного и среднего общегообразования слабовидящих обучающихся должна включать описание организации и содержания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки достижений слабовидящих обучающихся по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию, в т.ч. оценки проектной деятельности. Государственная (итоговая) аттестация слабовидящих обучающихся должна проводиться с увеличением времени выполнения заданий, обеспечением доступности, имеющихся в заданиях рисунков и графических материалов с помощью масштабирования или, в индивидуальном порядке по рекомендации ПМПК, адаптированных для тактильно-зрительного восприятия слабовидящим обучающимся. Для каждого такого ребенка разрабатывается индивидуальный учебный план. 4.3. Требования к индивидуальному учебному плану (ИУП). Индивидуальный учебный план для слабовидящего обучающегося разрабатывается образовательной организацией в соответствии с рекомендациями ПМПК, с учетом психофизических особенностей ребенка- инвалида, индивидуальной программы реабилитации (ИПР), пожеланий родителей (законных представителей). Индивидуальный учебный план дляслабовидящего обучающегося отражает перечень и форму освоения отдельных предметов, сроки и количество часов, отводимых на каждый предмет. Также включает предметы коррекционной программы и внеурочную деятельность. 4.4. Требования к организации внеурочной деятельности. Направления и формы внеурочной деятельности, идентичны указанным в требованиях к структуре ООП ФГОС основного и среднего ОО, при условии обеспечения коррекционной направленности в каждом виде деятельности. В рамках внеурочной деятельности, для слабовидящих обучающихся организуются самостоятельные коррекционные курсы в формеиндивидуальных и подгрупповых занятий. Данные курсы обеспечивают реализацию индивидуальных образовательных потребностей, и непосредственно влияют на формирование жизненных компетенций: «развитие зрительного восприятия», «основы тифлоинформационных технологий», «домоводство», «тифлографика», «ориентирование и мобильность». Содержание работы по программам и направлениям внеурочной деятельности со слабовидящими детьми, необходимо корректировать с учетом особенностей их психофизического развития, возрастных и индивидуальных возможностей. 4.5. Требования к программе формирования универсальных учебных действий у слабовидящих обучающихся на ступени основного и среднего общего образования. Программа развития универсальных учебных действий у слабовидящих обучающихся на ступени основного и среднего общего образования, кроме перечисленных в ФГОС основного и среднего ОО направлений также должна предусматривать:  формирование у обучающихся целостных, системных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, их предметно-пространственных отношений;  владение техническими средствами, обеспечивающими доступ к информации слабовидящего пользователя: программы увеличения информации на экране компьютера, умение применять на практике персональные современные тифлотехнические средства, пользоваться электронной книгой, планшетом и т.п.;  владение основами системы рельефно-точечных обозначений Л. Брайля;  способность учащегося адекватно оценивать свои возможности в разных видах деятельности с учетом имеющегося ограничения зрительной функции, уметь использовать зрение в пространственном ориентировании;  отражать специфику подготовки слабовидящего учащегося к профессиональной деятельности

Читать еще:  Обучение косметологии в астрахани

ограниченными возможностями здоровья.
• организационный этап урока  этап постановки целей и задачей урока  этап проверки домашнего задания  этап актуализации знаний  зрительная гимнастика  объяснения нового материала  закрепления материала  физ. минутка и зрительная гимнастика  комментирования д/з  этап рефлексии  этап подведения итогов и выставления оценок
Требования при составлении презентации:
 Не более 10 слайдов  Белый фон и черный шрифт  Шрифт выбирается Arial, Calibri или Verdana(беззасечек). Курсив не желателен  Размер шрифта:заголовки 34-36, основной 24-28  На слайде 1-2 изображения (по горизонтали)  Минимум подписи  Никакой анимации  Информация, написанная на слайде, должна быть озвучена учителем
Требования

слабовидящих детей
 Любое наглядное пособие должно быть взято в четкую черную рамку  Правый нижний угол должен быть срезан, что бы ребенок понимал где низ и лицевая сторона  Изображения располагать только по горизонтали  На одной странице не более 5-7 изображений (объектов)  От одного изображения до другого расстояние 1 см  Только использовать контрастные цвета (красный-желтый плохо, синий-зеленый плохо)  Близкие по цвету объекты должны разделяться рельефной линией  Сложные коллажи не использовать  Если нет подходящей иллюстрации можно взять фото, но увеличить его в 1,5-2 раза

Особенности обучения слепого ребенка

Ольга Шабанова
Особенности обучения слепого ребенка

Особенности обучения слепого ребенка.

Каким образом можно организовать процесс обучения слабовидящих детей и детей с глубоким нарушением зрения, чтобы он приводил к формированию полных представлений об окружающем его мире?

Восприятие слепого ребенка базируется на тактильно-осязательном и слуховом способах познания, а обучение строится на основе использования рельефно-точечной системы Брайля.

Но слепые дети младшего возраста еще не владеют приемами перцептивных действий, они испытывают трудности в нахождении основных частей даже знакомых им предметов, игрушек, это затрудняет построение целостного образа предмета. Использование метода наглядности в обучении слепых детей, способствует формированию представлений об окружающих предметах.

Наряду с несовершенством осязательных приемов обследования предметов у слепого человека имеются трудности и в пространственной ориентировке.

У ребенка в условиях дефицита сенсорной информации снижается двигательная активность и часто взрослые и сам ребенок,направляют усилия на развитие его речи: читают детские книги, разучивают стихи, тем самым компенсируется развитие через использование речи. В результате развитие ребенка становится дисгармоничным, а знания об окружающем носят формальный характер. Поэтому в первую очередь нужно уделять большое внимание развитию предметной деятельности. Это длительный и трудоемкий процесс. Обучающие задания должны вводиться последовательно и включать преемственность.

Низкий уровень развития пространственной ориентировки снижает эффективность обучения детей со зрительной патологией. Чем раньше начинается развитие ориентировки в пространстве у ребенка с нарушением зрения, тем эффективнее проходит общая реабилитация и подготовка к жизни такого ребенка.

Развитие навыков пространственной ориентировки осуществляется как на уроках русского языка, математики, физкультуры, технологии, так и на специальных занятиях ориентировки в пространстве.

Уроки физической культуры способствуют формированию навыков ориентировки в различных направлениях среди окружающих предметов.

На уроках трудового обучения дети учатся определять форму, величину предметов, их местоположение.

При изучении материала по математике осуществляется сравнение предметов по величине и форме, взаимному расположению, с плоскими и объёмными формами.

У слепых обучающихся начальной школы на всех уроках формируются элементарные пространственные навыки работы с книгой, брайлевским прибором, ориентировки на листе бумаги, на столе.

Слепые дети младшего возраста проявляют большое желание научиться самостоятельно передвигаться и все зависит от тех условий, в которых будет развиваться ребенок. Обучение предполагает использование дифференцированного подхода к обучающимся, учитывать возраст, физическое и психическое развитие.

Важно сформировать у ребенканавыки самостоятельной ориентировки в большом пространстве: территория вокруг школы, игровая площадка у дома. Человеку с нарушением зрения нужно знать, куда он идет, где он находится в каждый момент движения, то есть нужно уметь контролировать свой путь. Таким техническим средством является «Белая трость». При обследовании конкретного маршрута, необходимо научить ребенка технике ходьбы с тростью и одновременно использовать осязательные, слуховые и обонятельные ориентиры.

Особенности обучения и воспитание детей раннего возраста Задачи исследования: Изучить теоретические основы и аспекты: а) методика по изобразительной деятельности; б) методическая литература для.

Особенности обучения Лего-игре детей с ОВЗ При проведении обучения конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО умственно отсталых дошкольников необходимо учитывать следующее:.

Аутизм. Психические особенности аутичного ребенка Аутизм. Психические особенности аутичного ребенка. Термин Аутизм 1912г. в психиатрию ввел Блейлер для обозначения одного из самых типичных.

Мультимедийная консультация для родителей «Игрушка и ее роль в воспитании слепого дошкольника» Мультимедийная консультация для родителей «Игрушка и ее роль в воспитании слепого дошкольника» Консультация создана с помощью программы.

Особенности адаптации усыновленного ребенка в семье «У Вас будет ребенок». Особенности адаптации усыновленного ребенка в семье. Социальный педагог ОКУЗ СДР Котова И. С. В статье отражена.

Особенности обучения дошкольников решению арифметических задач Актуальность темы. Изучение математики в дошкольном учреждении должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Поэтому.

Особенности обучения дошкольников с нарушением интеллекта Особенности обучения дошкольников с ОВЗ (нарушение интеллекта) Специфика обучения детей дошкольного возраста с нарушениями в интеллектуальной.

Особенности ребенка с задержкой психического развития 1. Темп психического развития Темп психического развития степень быстроты личностных изменений человека. Психика постоянно изменяется.

Памятка «Способы обучения ребенка словам приветствия» Существует несколько способов, которые могут помочь в решении этой проблемы. Личный пример: Каждый день родители, взрослые в семье,люди.

Особенности обучения детей среднего дошкольного возраста рассказыванию по игрушке Потребность детей рассказывать очень велика, ее удовлетворение дает интенсивное ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в диалог,.

Портал педагога

Автор: Кочева Дарья Геннадьевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: ГКОУ «Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат №12»
Населённый пункт: город Шадринск, Курганская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности обучение слепых и слабовидящих детей в условиях ФГОС.
Дата публикации: 14.03.2016
Раздел: среднее образование

Особенности обучение слепых и слабовидящих детей в условиях ФГОС.
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлинский. Деятельность педагога с учётом требований профессионального стандарта  Педагог должен разработать и реализовать программу учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы (С учетом особенностей детей).  Осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС.  Участвовать в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.  Планировать и проводить учебные занятия.  Систематически анализировать эффективность учебных занятий и подходов к обучению.  Организовывать, осуществлять контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.  Формировать универсальные учебные действия.  Формировать навыки, связанные с информационно-коммуникационными технологиями.  Формировать мотивацию к обучению. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:  анализировать свои действия;  самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;  отличаться мобильностью;  быть способны к сотрудничеству;  обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально- экономическое процветание. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Поэтому учебная деятельность строится на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:  возраста ребенка;  специфики учебного предмета;
 меры сформированности УУД учащихся. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия. Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными, познавательные и коммуникативные компетенции.
К современному уроку предъявляются следующие требования
:  хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;  учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;  урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;  учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;  вывод делают сами учащиеся;  минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;  времясбережение и здоровьесбережение;  в центре внимания урока — дети;  учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;  умение демонстрировать методическое искусство учителя;  планирование обратной связи;  урок должен быть добрым.
Примерная

Читать еще:  Магистратура срок обучения

традиционной
 сохраняется организационный этап урока  этап постановки целей и задачей урока  этап проверки домашнего задания  этап актуализации знаний  объяснения нового материала  закрепления материала  комментирования д/з  этап рефлексии  этап подведения итогов и выставления оценок Отличительной чертой урока по ФГОС является то, что обучающиеся должны самостоятельно (с подачи учителя) ставить цель урока
,
ставить задачу, планировать работу, контролировать её выполнение, отслеживать результат, оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников.

ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Требования к структуре адаптированной основной образовательной программы основного и среднего общего образования слабовидящих обучающихся. 1. АООП (Адаптированная основная образовательная программа)для слабовидящих обучающихся определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне основного и среднего общего образования с учетом индивидуальных особенностей слабовидящего обучающегося (учитывать зрительный диагноз ребенка, имеющиеся вторичные отклонения в развитии и опираться на сформированные компенсаторные механизмы), быть преемственной по отношению к основной образовательной программе начального, основного, среднего общего образования. 2. АООП для слабовидящих обучающихся, которая реализуется в условиях инклюзивного образования, имеет структуру, определенную требованиями ФГОС основного и среднего Основного Образования. 3. Адаптированная основная образовательная программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. АООП реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации адаптированной образовательной программы определяет образовательная организация. 4. Специфические требования к разделам адаптированной образовательной программы. 4.1. Требования к разделам адаптированной образовательной программы основного и среднего общего образования соответствуют требованиям ФГОС основного и среднего ОО с учетом специфики следующих образовательных потребностей слабовидящих и коррекционной направленности их обучения:  использование при необходимости рельефно-точечной системы Брайля;  применение наглядных дидактических материалов (коллективного и индивидуального пользования): макеты, модели, рельефно-графические пособия и т.п.;  использование тифлотехнических средств компенсации слабовидения (лупа, портативные и стационарные электронные увеличители и т.п.);  использование программы увеличения информации на экране компьютера;  применение специальных приспособлений для выполнения графических и рельефно-графических построений на уроках;  взаимосвязи коррекционной программы и программ предметных циклов.
Прибор

«Школьник»
для рельефного рисования и черчения. Его основание покрыто листом резины. На основание накладывается лист специальной плёнки, который закрепляется при помощи металлической крышки в виде рамки и дополнительных зажимов. Прибор комплектуется шариковой ручкой и листами пленки. На этой пленке с помощью шариковой ручки можно получать прямое рельефное и одновременно цветное изображение, что позволяет незрячим чертить геометрические фигуры и иллюстрировать (делать схематические рисунки) условия задач. 4.2. Требования к планируемым результатам освоения адаптированной образовательной программы. Структура и содержание планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы основного и среднего общего образования должны адекватно отражать требования Стандарта, передавать специфику образовательного процесса, учитывать глубину поражения зрительного анализатора, сформированность компенсаторных механизмов, соответствовать возрастным и
психофизическим возможностям слабовидящих обучающихся. Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы основного и среднего общегообразования слабовидящих обучающихся должна включать описание организации и содержания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки достижений слабовидящих обучающихся по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию, в т.ч. оценки проектной деятельности. Государственная (итоговая) аттестация слабовидящих обучающихся должна проводиться с увеличением времени выполнения заданий, обеспечением доступности, имеющихся в заданиях рисунков и графических материалов с помощью масштабирования или, в индивидуальном порядке по рекомендации ПМПК, адаптированных для тактильно-зрительного восприятия слабовидящим обучающимся. Для каждого такого ребенка разрабатывается индивидуальный учебный план. 4.3. Требования к индивидуальному учебному плану (ИУП). Индивидуальный учебный план для слабовидящего обучающегося разрабатывается образовательной организацией в соответствии с рекомендациями ПМПК, с учетом психофизических особенностей ребенка- инвалида, индивидуальной программы реабилитации (ИПР), пожеланий родителей (законных представителей). Индивидуальный учебный план дляслабовидящего обучающегося отражает перечень и форму освоения отдельных предметов, сроки и количество часов, отводимых на каждый предмет. Также включает предметы коррекционной программы и внеурочную деятельность. 4.4. Требования к организации внеурочной деятельности. Направления и формы внеурочной деятельности, идентичны указанным в требованиях к структуре ООП ФГОС основного и среднего ОО, при условии обеспечения коррекционной направленности в каждом виде деятельности. В рамках внеурочной деятельности, для слабовидящих обучающихся организуются самостоятельные коррекционные курсы в формеиндивидуальных и подгрупповых занятий. Данные курсы обеспечивают реализацию индивидуальных образовательных потребностей, и непосредственно влияют на формирование жизненных компетенций: «развитие зрительного восприятия», «основы тифлоинформационных технологий», «домоводство», «тифлографика», «ориентирование и мобильность». Содержание работы по программам и направлениям внеурочной деятельности со слабовидящими детьми, необходимо корректировать с учетом особенностей их психофизического развития, возрастных и индивидуальных возможностей. 4.5. Требования к программе формирования универсальных учебных действий у слабовидящих обучающихся на ступени основного и среднего общего образования. Программа развития универсальных учебных действий у слабовидящих обучающихся на ступени основного и среднего общего образования, кроме перечисленных в ФГОС основного и среднего ОО направлений также должна предусматривать:  формирование у обучающихся целостных, системных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, их предметно-пространственных отношений;  владение техническими средствами, обеспечивающими доступ к информации слабовидящего пользователя: программы увеличения информации на экране компьютера, умение применять на практике персональные современные тифлотехнические средства, пользоваться электронной книгой, планшетом и т.п.;  владение основами системы рельефно-точечных обозначений Л. Брайля;  способность учащегося адекватно оценивать свои возможности в разных видах деятельности с учетом имеющегося ограничения зрительной функции, уметь использовать зрение в пространственном ориентировании;  отражать специфику подготовки слабовидящего учащегося к профессиональной деятельности

Читать еще:  Обучение на учителя изо

ограниченными возможностями здоровья.
• организационный этап урока  этап постановки целей и задачей урока  этап проверки домашнего задания  этап актуализации знаний  зрительная гимнастика  объяснения нового материала  закрепления материала  физ. минутка и зрительная гимнастика  комментирования д/з  этап рефлексии  этап подведения итогов и выставления оценок
Требования при составлении презентации:
 Не более 10 слайдов  Белый фон и черный шрифт  Шрифт выбирается Arial, Calibri или Verdana(беззасечек). Курсив не желателен  Размер шрифта:заголовки 34-36, основной 24-28  На слайде 1-2 изображения (по горизонтали)  Минимум подписи  Никакой анимации  Информация, написанная на слайде, должна быть озвучена учителем
Требования

слабовидящих детей
 Любое наглядное пособие должно быть взято в четкую черную рамку  Правый нижний угол должен быть срезан, что бы ребенок понимал где низ и лицевая сторона  Изображения располагать только по горизонтали  На одной странице не более 5-7 изображений (объектов)  От одного изображения до другого расстояние 1 см  Только использовать контрастные цвета (красный-желтый плохо, синий-зеленый плохо)  Близкие по цвету объекты должны разделяться рельефной линией  Сложные коллажи не использовать  Если нет подходящей иллюстрации можно взять фото, но увеличить его в 1,5-2 раза

Особенности обучения слепого школьника

Особенности обучения

слепого школьника

Школы для слепых, а также слабовидящих детей, являются частью единой государственной системы. Они функционируют на основе принципов специального образования, разработанных для обучения и воспитания школьников, имеющих особые образовательные потребности.

Образовательный процесс в школе выполняет ряд особых задач, которые направленны на восстановление нарушенных или недоразвитых функций, их коррекцию и компенсацию. На этом основании, школа выполняет следующие функции и задачи:

Коррекционно-развивающая составляющая воспитательного и обучающего процесса предусматривает исправление, восстановление или компенсацию нарушенных зрительных функций, сглаживание дефицита познавательной деятельности, поиск существующих возможностей становления личности детей с ограничениями по зрению.

Система коррекционно-педагогической работы в нашей школе со слепыми школьниками направлена на всестороннее развитие ребенка, овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками – при помощи особых методов и приемов коррекции и компенсации зрительной недостаточности. Главная цель коррекционно-педагогической работы – подготовка ребенка с нарушением зрения к успешному обучению в школе, активной самостоятельной жизни, адаптации в обществе.

Как известно, основными методами обучения являются наглядный, практический и словесный. Конечно, они очень редко применяются изолированно, а, как правило, используются в различных комбинациях друг с другом. Их сочетание и доля каждого зависит от содержания учебного материала и от возрастных особенностей детей.

Применение наглядного метода в обучении слепого ребенка – это прежде всего его знакомство с окружающими предметами с помощью осязания. Таким образом, наглядный метод направлен на формирование представлений ребенка о предметах на основе перцептивной деятельности. В качестве объектов обследования выступают как реальные предметы, так и различные модели, игрушки, выполняющие также роль модели. При этом очень важно, чтобы в игрушке были четко выделены основные свойства объекта.

Дети, поступающие в школу, как правило, не готовы к активному использованию осязания в учебном процессе. Это происходит потому, что в семье не обращалось достаточного внимания на развитие их практического опыта, формирующегося в процессе познания ребенком окружающего мира. Вследствие этого при ощупывании предметов руки у ребенка бывают малоподвижны, пальцы судорожно сжаты, напряжены или, напротив, очень вялы и расслаблены, руки у них часто потеют – все это препятствует полноценному развитию осязательного восприятия.

Кроме того, многие дети не владеют приемами обследования, т.е. не умеют ощупывать предметы, легко к ним прикасаться, затрудняются в выполнении других предметно-практических действий. Этому их приходится специально учить и доводить навыки правильного осязательного восприятия до автоматизма.

В процессе осязательного обследования осуществляется познание различных свойств и признаков предметов: формы, величины, фактуры, температурных изменений.

Знакомство с формой посредством осязания начинается с объемных геометрических фигур: куба, шара. Бруска, цилиндра, конуса. От объемных затем переходим к плоским геометрическим фигурам (круг, квадрат, треугольник и т.д.).

На следующем этапе упражняем ребенка в нахождении знакомых геометрических форм среди контуров окружающих вещей и их частей. Например, крышка стола имеет прямоугольную форму, сиденье стула – четырехугольную, донышко цветочного горшка – круглую и т.д.

Для четкого дифференцирования геометрических форм необходимо варьировать величину и фактуру обследуемых моделей фигур и предметов.

Кроме того, для тренировки мелкой моторики рук используем сортировку различных предметов: бусинки, камешки, ракушки, фишки разных мозаик.

Для развития осязательной чувствительности уделяем особое внимание знакомству и распознаванию поверхностей с различными фактурами: гладкая, шершавая, ворсистая и др. При ознакомлении с фактурой предметов внимание детей фиксируется также и на температурных ощущениях, полученных при восприятии различных материалов. Например, металл – гладкий и холодный, «бархатная» бумага – шероховатая и мягкая.

Другим видом деятельности, способствующим развитию осязания, является занятия аппликацией и лепкой.

Особое внимание уделяется работе с мозаикой, которая направлена на совершенствование координации движений и развития осязания.

Занятия с мозаикой начинаются не с непосредственного конструирования (выкладывания фигур), а с общего ознакомления с назначением и приемами работы с деталями. Важно научить ребенка на ощупь находить нужную деталь (фишку) и вставлять ее в отверстие. При этом указательный палец левой руки находит свободное отверстие на рабочем поле мозаики, а пальцы правой руки берут из коробки фишку и вставляют ее в дырочку, которая находится под указательным пальцем левой руки.

Выкладывание фигур из деталей мозаик способствует освоению ребенком движений сгибания кисти правой руки, а отыскивание отверстий левой рукой подготавливает ребенка к умению контролировать движения правой руки. Все это очень важно для подготовки руки к письму и чтению по системе Брайля.

На уроках коррекции широко применяется такой вид практической деятельности слепых учащихся, как чтение рельефных рисунков. Важную направляющую и уточняющую роль в организации осязательного восприятия рисунков играет слово педагога. Поэтому обследование изображений незнакомых учащимся предметов сочетается с подробными словесными пояснениями, объяснениями или инструкциями педагога.

Как известно, чтение и письмо в школе для слепых осуществляется с помощью рельефно-точечного шрифта Брайля, воспринимаемого посредством осязания. Овладение рельефно-точечным шрифтом вызывает у слепых учащихся большие специфические трудности. Письмо по системе Брайля производится на плотной бумаге с целью сохранения точек при многократным прочитывании их руками. Поэтому на накалывание рельефных букв затрачивается много сил.

Таким образом, процесс обучения грамоте незрячих учащихся облегчается и ускоряется при целенаправленном развитии осязания и выработке своеобразных движений рук. А также без индивидуально-дифференцированного подхода и специальной коррекционной работы слепой ребенок будет обречен на неуспех. Но ранняя психолого-педагогическая коррекция позволяет добиться значительных успехов при обучении слепых детей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector