Sckontakt.ru

Уроки онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Очное обучение в школе

Гид по формам обучения в России: что подойдёт вашему ребёнку

Раскладываем всё по полочкам и объясняем, чем заочка отличается от хоумскулинга, а онлайн-школы от дистанционного образования. Какие бывают формы обучения в школах России?

2 формы получения образования

Основное общее образование в нашей стране является обязательным. Каждый гражданин должен окончить хотя бы 9 классов.

Какие формы обучения существуют в России? Выделяется две формы получения образования (статья 17 Федерального закона «Об образовании»):

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, попросту — в школах;
  • вне таких организаций.

5 форм обучения

В школах обучение осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

Вне образовательных учреждений обучение происходит в форме семейного образования (с 1 по 9 класс) и самообразования (10–11 классы).

Рассмотрим каждый тип обучения подробнее.

Получение образования в организации

В государственных или традиционных частных школах можно выбрать одну из трёх форм обучения.

Очное обучение

Ребёнок пять-шесть дней в неделю ходит в школу, подчиняется её расписанию, регулярно получает оценки и аттестуется. На юридическом языке это называется «находиться в контингенте образовательной организации».

В идеале школьник, как промокашка, впитывает знания и мудрость учителя, а на переменах весело проводит время с одноклассниками. В жизни многие родители недовольны качеством школьного образования, а дети сталкиваются с буллингом.

Очная форма подойдёт, если:
  • ребёнку нравится ходить в школу, он не мыслит себя без своего класса;
  • вы не можете уделять образованию ребёнка много времени и ресурсов;
  • ребёнок не привык к дисциплине и нуждается в жёстких рамках извне.

Вариацией очного является надомное обучение. Его организуют для детей, которые из-за болезни не могут посещать занятия в стенах школы. Обратите внимание: вариацией, но не самостоятельной формой обучения.

Очно-заочное обучение

Ребёнок зачислен в школу, но ходит туда несколько раз в неделю или реже, чтобы сдать и получить домашние задания. При этом аттестовываться он обязан вместе с классом: если сегодня пишут контрольную, надо присутствовать.

Школы переводят детей на очно-заочное обучение неохотно и довольно редко. Во-первых, из-за лишних хлопот для учителей, а во-вторых, дабы не создавать прецедентов. «Почему Петрову можно не ходить в школу, а мне нельзя?!»

Очно-заочная форма подойдёт, если:
  • ребёнок легко по учебникам, без помощи педагогов, осваивает программу;
  • вы хотите, чтобы у ребёнка было немного больше свободного времени, но не терялась связь со сверстниками;
  • спортивный или творческий график ребёнка не совпадает со школьным.

Заочное обучение

Ребёнок не ходит в школу и осваивает программу своими силами, с помощью репетиторов или онлайн-ресурсов. Но он находится в контингенте школы, а значит, нельзя менять программу, перескакивать через классы, и придётся придерживаться графика аттестаций.

Правда, контрольные можно сдавать дистанционно: через сайт школы или, например, по Скайпу. В законе это называется «реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Иными словами, дистанционное обучение не является его самостоятельной формой, это лишь способ организации учебного процесса.

На заочку переводят в основном старшеклассников, и тоже редко. Ведь юридически при получении образования в школе (неважно в какой форме) ответственность за его качество лежит на администрации и преподавателях. Если заочник плохо подготовится и не сдаст аттестацию, спросят с учителей.

Заочная форма подойдёт, если:
  • ребёнок прекрасно осваивает программу сам;
  • семья часто переезжает или много путешествует;
  • ребёнок профессионально занимается спортом или творчеством.

Получение образования вне организации

Главное отличие от получения образования в организации заключается в том, что ответственность за качество знаний лежит не на школе, а на родителях или самом учащемся.

Обеспечить ребёнка основным общим образованием обязаны родители. Поэтому до получения аттестата за 9 класс обучение вне школы называется семейным. Решение о переходе на эту форму принимают мама с папой с учётом интересов ребёнка.

В 10–11 классах, а также если совершеннолетний человек в своё время не доучился и решил наверстать упущенное, эта форма именуется самообразованием. Ответственность — на обучающемся.

Семейное образование

Семейное образование (СО), как форма обучения — гибкое и вариативное. Родители вправе выбирать любую программу и по-разному организовывать учебный процесс. Никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок, главное, чтобы сдавал аттестации.

Аттестации на семейной форме и на самообразовании сдаются экстерном. Да-да, экстернат — это не форма обучения, а форма аттестации. О сущности экстерната по действующему законодательству у нас есть отдельная статья. Читать →

Основные виды СО:

  1. Хоумскулинг. Ребёнок обучается в семье и прикрепляется к школе несколько раз в год для сдачи промежуточных аттестаций. Родители могут преподавать сами, нанимать репетиторов или подключать онлайн-школы. В последнем случае семейное обучение часто путают с надомным и дистанционным, но, как вы уже поняли, это разные вещи.
  2. Анскулинг. То же самое, только ребёнок не придерживается какой-то программы и не прикрепляется к школе для сдачи аттестаций вплоть до 9 класса. Про нюансы анскулинга у нас также есть статья. Читать →
  3. Альтернативные школы. Родители практически полностью делегируют обучение ребёнка, но тщательно выбирают систему. Это могут быть Монтессори- или Вальдорф-школы, демократические школы или школы одного дня, учебные заведения, работающие по различным авторским методикам, и, конечно же, цифровые школы.
Семейная форма подойдёт, если:
  • ребёнку тесно в рамках классической школы, он хочет учиться больше, лучше и быстрее;
  • ребёнок совмещает с учёбой профессиональный спорт или концертную деятельность;
  • он не успевает за темпом других детей, и ему нужен особый подход;
  • у ребёнка конфликты с одноклассниками или учителями;
  • у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности, либо не нравится вариант надомного обучения;
  • семью не устраивает традиционная школьная система, нет контакта с администрацией школы и преподавателями;
  • семья часто переезжает или живёт в другой стране, но хочет, чтобы у ребёнка был российский аттестат.

Самообразование

Всё то же самое, что на семейной форме, только для учащихся старше 15 лет.

Формы обучения в школе. Какую выбрать?

В настоящее время невероятную популярность приобрела тема семейного обучения. Она очень активно продвигается в сети. Но мало кто из родителей знает ещё и о заочной, и очно-заочной формах обучения. Считается, что заочное или дистанционное – это только про высшее образование. Но это не так.

Сегодня я кратко расскажу обо всех формах школьного образования, которые сейчас существуют в России. Конечно опираясь на закон «Об образовании». В дальнейшем планирую разбор каждой конкретной формы с плюсами и минусами.

Все формы образования делятся по прикреплению к учреждению.

То есть очная, очно-заочная, заочная форма предполагают зачисление ребенка в школу. Это значит, что на его обучение школе выделяются деньги из бюджета. И она несет ответственность за качество образования.

Если ребенок находится на семейном обучении, то его зачисляют только на время аттестации. В таком случае финансирование на него школа не получает и никакой ответственности не несет. Кстати во многих областях страны родителям выплачивают ежемесячное пособие, если ребенок находится на семейном обучении.

Очная форма обучения — это наша привычная обычная школа, которую ребенок должен посещать ежедневно, изучать здесь все предметы и проходить итоговую аттестацию. В данном случае школа получает финансирование на каждого ребенка и несет ответственность за качество обучения.

Заочная форма – ребенок также зачислен в конкретную школу, которая несет ответственность за качество обучения. Школа также получает финансирование из бюджета на таких детей. В чем же разница? Ребенок самостоятельно изучает школьную программу по всем предметам, но в отличие от семейного образования, данная форма предполагает наличие консультаций у преподавателей школы, программу обучения, а также зачетную форму аттестации ребенка. То есть ребенок пишет контрольные, тесты и т.п. либо приходя в школу, либо дистанционно.

Государственная итоговая аттестация и всероссийские проверочные работы должны обязательно писаться в школе вместе со всеми. Если таких детей в классе 9 и больше, то для них разрабатывают общую программу обучения, если же таких деток меньше 9, то предполагается разработка индивидуального учебного плана для каждого ребенка.

Для любой школы это естественно дополнительная нагрузка, поэтому родителям не рассказывают о такой форме обучения. Не афишируют, так сказать.

Очно-заочная форма – по сути, смесь первой и второй. Часть предметов ребенок изучает самостоятельно, часть в школе. Причем, какие предметы он будет изучать, выбирает ребенок совместно с родителями. Чаще всего предметы, в которых ребенок хорошо разбирается, выносятся на самостоятельное изучение, а те, где ребенку сложно на изучение в школе.

Ни заочную, ни очно-заочную форму обучения в наших школах не любят из-за увеличивающейся нагрузки на работников школы. А ведь еще и ответственность надо нести за такого ребенка! Зачем такой «геморрой» нужен школе? « Семейники » в этом плане гораздо удобнее и проще .

Читать еще:  Инженер пгс обучение

Семейное образование предполагает полную ответственность родителей за качество образования ребенка. Школа, конечно, может порекомендовать перевести ребенка на очную форму обучения, если он не прошел итоговую аттестацию по одному или нескольким предметам, но в любом случае решать что в этом случае делать — будут родители. Мне лично эта форма обучения кажется какой-то однобокой. Да, ребенок не ходит в школу, учится дома, высвобождается много времени, но. Родители должны обучать ребенка сами, либо нанимать репетиторов. Школа же только проводит итоговую аттестацию раз в четверть, полугодие или год и никакой ответственности не несет.

Выбирать форму обучения, конечно, надо родителям совместно с ребенком. Будьте готовы к тому, что если Вас не устраивает очная форма обучения, то в школе Вы встретите только осуждение и непонимание. Да и школы зачастую не готовы предоставить Вам альтернативу, тогда как должны это сделать согласно закону. В лучшем случае Вам предложат перейти на семейное обучение. Я же призываю не забывать о своих правах и действовать в интересах ребенка.

В дальнейшем я планирую написать ряд статей о каждой форме образования с подробным разбором минусов и плюсов. А также делиться своим опытом, так как у нас две дочки школьницы, которых мы осознанно перевели на заочное обучение, и прикрепили к платной «интернет-школе».

Поэтому, если Вам интересна тема образования, не забудьте подписаться на наш канал!

Заочная форма обучения в школе

Принятый в нашей стране закон гласит, что любой человек имеет право на образование. И 1 сентября каждого года дети идут в школу, садятся вместе с одноклассниками за парты и получают от учителей знания по разным предметам. Но в том же законе прописано, что такая форма преподавания не единственная и существуют другие, альтернативные. Одна из них – заочное обучение в школе.

Откуда пошло заочное обучение

Еще в 1996 году в закон «Об образовании» были внесены изменения, которые говорили, что для получения знаний не обязательно каждый день ходить в школу. Такое положение было утверждено в основном по просьбам семей с детьми, не имеющими возможности посещать учебные заведения по причинам, связанным со здоровьем. В случае объективных препятствий к этому в качестве альтернативы предлагали надомное преподавание. Это означало, что дети не посещали занятия лично, а получали знания с помощью учителей той же школы, приходящих к ним домой.

Согласно этому закону, надомник может заниматься как по общей, так и по специальной программе. Общая программа ни в чем не отличается от той, по какой учатся его одногодки. Обучающийся на дому проходит те же темы и пишет те же контрольные и проверочные работы, что и другие ребята класса. Специальная или вспомогательная программа разрабатывается для детей, имеющих серьёзные проблемы со здоровьем. В ней всё индивидуально: и количество часов, и набор предметов. При прохождении обеих программ выпускнику в случае надомного обучения выдаётся точно такой же аттестат государственного образца, что и другим детям, посещавшим учебное заведение в обычном порядке.

Такая система образования при неоспоримых плюсах имеет и свои недостатки, главный из которых – невозможность проработать все темы по всем предметам на занятиях с приходящим учителем. Нормативы СанПиН допускают сокращение академического часа до 20-30 минут, если этого требуют индивидуальные особенности учащегося, но при этом общее время занятий не должно быть меньше 21-го часа в неделю.

Ни одна школа не в состоянии обеспечить данный минимум посещений. Чтобы при такой нагрузке ученику не приходилось большую часть материала осваивать самостоятельно, законодательно определяется возможность сетевой реализации обучающих программ.

Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка определяется нормативами СанПиН 2.4.2.2821–10. В данном случае действует общая для заочников и очников схема, согласно которой ежедневная нагрузка должна составлять:

  • для обучающихся в 1-х классах – не более 4 уроков;
  • для обучающихся во 2–4-х классах – не более 5 уроков;
  • для обучающихся в 6-х классах – не более 6 уроков;
  • для обучающихся в 7–11-х классах – не более 7 уроков.

Надомная система привлекла не только семьи, где есть дети с физическими проблемами, но и тех, у кого ребёнок не может посещать занятия по иным причинам. Так в законе «Об образовании» появилось положение о заочной форме обучения в школе.

Нельзя сказать, что заочка очень распространена в нашей стране, поэтому она вызывает много вопросов. Прежде всего надо разобраться, что же это такое. Главный признак дистанционного образования: обучающийся не посещает уроки каждый день. Он учится дома, как и при надомной системе, так же «прикрепляется» к определённому учебному заведению. Но в случае заочного преподавания школа не предоставляет услуг своих сотрудников. Родителям самим придётся решать этот вопрос. У них есть 3 варианта:

  • обучать сына или дочь самостоятельно;
  • нанимать репетиторов (можно из той же школы);
  • воспользоваться предложением онлайн-школы.

Переходя на заочное образование, учащийся получает статус экстерна. Если ребенок быстро схватывает материал, легко его усваивает и запоминает, он может в любое время пройти промежуточную аттестацию и перейти в следующий класс раньше своих сверстников.

Кому подходит заочное обучение

Несмотря на плюсы и удобство, без веских причин переход к такой форме получения образования не происходит. К нему прибегают в следующих случаях:

  • Ученик имеет какие-то заболевания, которые не мешают ему заниматься в полном объёме, но при этом посещать уроки каждый день он не может (например, если он имеет проблемы с опорно-двигательным аппаратом и передвигается в инвалидной коляске).
  • Ребёнок профессионально занимается спортом, музыкой или чем-то ещё. В этом случае ему требуется особый режим, чего не может предоставить стандартное учебное заведение. У таких детей есть два варианта: либо поступиться учебой и закрыть глаза на плохие оценки из-за того, что много уроков просто пропускаются, либо перевестись на заочную систему.
  • Работа обоих родителей связана с постоянными переездами, и ребёнку приходится часто менять школы. Кто с этим сталкивался, знают, что говорить о хорошей учёбе при этом не приходится. Приходя в новый класс, ученик (особенно подросток) неизменно сталкивается с проблемой адаптации, с поиском своего места в коллективе, и вопросы учёбы его при этом волнуют далеко не в первую очередь. Дистанционное получение знаний позволяет свести связанные с этим неприятности к минимуму.
  • Ребёнок опережает сверстников в развитии. Такие дети быстро схватывают учебный материал, выполняют задания раньше одноклассников, в результате им на уроке становится скучно. Вундеркинд либо вообще теряет интерес к учёбе, либо начинает прямо на уроке проявлять свою детскую неусидчивость, нарушает дисциплину, мешает товарищам. Учителя это раздражает, а результат – конфликт, в котором страдают обе стороны. Конечно, можно перевести такого ученика в класс постарше, но только в том случае, если вы уверены, что это не повредит детской психике. Ведь более старшие ребята не всегда готовы принять в своем коллективе «малыша», и он часто становится изгоем. А общение со сверстниками важно для социализации.
  • Бывают случаи, когда родители не хотят отдавать чадо в учебное заведение по каким-то своим убеждениям (религиозным или идеологическим).

Перейти на дистанционное образование можно в любом классе и на любой ступени. Точно так же можно в любой момент вернуться к обычной форме.

Как перейти на заочное обучение в школе

Получение знаний дома – это не только вынужденная мера. Перейти на заочное (или семейное) образование можно и по личному желанию родителей и самого ученика. Главное – сделать при этом всё правильно, чтобы со стороны департамента образования и органов опеки и попечительства не возникло вопросов.

  • Переход на семейную форму обучения осуществляется по письменному заявлению родителей. Можно написать заявление на имя директора школы, в которой учится сын или дочь. Но, как правило, директора, не привыкшие решать такие вопросы (в силу того что такая форма не слишком популярна), отсылают заявителей в вышестоящие организации. Поэтому вопрос решится быстрее, если написать заявление непосредственно в Департамент образования. В заявлении надо обязательно указать причину, по которой родители желают перевести ученика на заочное обучение.
  • После получения разрешения на переход к дистанционному преподаванию родители заключают письменный договор с учебным заведением, к которому прикрепляется ребёнок. В договоре подробно расписываются права и обязанности участников образовательного процесса, график промежуточной и итоговой аттестации, дополнительные пункты (например, посещение учеником практических занятий). Основание для заключения договора – приказ по школе, в котором указывается, по какой программе будет обучаться заочник. В приказе отмечается и причина перехода на заочную систему.
  • На последнем этапе согласования решают вопрос о том, как именно будет всё проходить. Надо помнить, что преподаватели не обязаны давать заочнику индивидуальные уроки на дому. Можно договориться с ними о таких занятиях в частном порядке или найти для детей других педагогов. Они могут и сами выступить в роли учителей.
Читать еще:  Nebosh стоимость обучения

График аттестации может составляться по-разному:

  • Заочника могут обязать приходить в школу в те дни, когда пишут контрольные работы и проходят тестирование ученики класса, к которому он прикреплён. В этом случае он аттестуется одновременно с классом.
  • Более удобный вариант – индивидуальный режим прохождения аттестации. Представители заочника сами выбирают сроки для проверочных, итоговых работ и тестов.

Обязанности родителей и школы при заочной форме обучения

Договор, заключённый между представителями заочника и учебным заведением, регламентирует права и обязанности сторон. Наиболее важные из них:

  • Учреждение должно предоставлять такому ученику необходимые учебники и иную литературу, которая имеется в школьной библиотеке. Также семьям, решившим обучать детей самостоятельно, выдаётся методическая литература и учебные схемы и пособия.
  • Родители имеют право получать консультации от педагогов по вопросам, связанным с преподаванием и подготовкой к аттестации.
  • В некоторых случаях родителям выдают журнал, в который они должны записывать прохождение программы по всем предметам. По окончании учебного года этот журнал передают администрации. Такая практика более характерна для Москвы и Московской области.
  • Оценки заочника в ведомостях и перевод его в последующий класс осуществляются на основании промежуточной и итоговой аттестации.
  • Учебное заведение может расторгнуть договор о заочном обучении в одностороннем порядке, если ученик не показывает удовлетворительных знаний при прохождении аттестации.

Заочное обучение с помощью онлайн-школы InternetUrok

InternetUrok – это сервис дистанционного образования, избавляющий вас от решения такого проблемного вопроса, как поиск учителей для заочника. В 2016 и 2018 годах проект был признан лучшим и удостоен премии Семейного образования в категории «Лучшая виртуальная школа». Победитель определялся не только мнением экспертов в сфере образования, но и голосованием среди учеников.

Перед заключением договора портал предлагает воспользоваться бесплатным тестовым периодом. В течение недели вам будут доступны сервисы школы, вы сможете увидеть систему изнутри, прежде чем примете окончательное решение о переходе на заочку.

Дистанционная школа предоставляет все виды образовательных услуг:

  • составление индивидуального графика прохождения программ;
  • онлайн-консультации с методистами;

  • видеоуроки по скайпу, индивидуальные занятия с опытными педагогами;
  • углублённое изучение отдельных предметов;
  • подготовка к сдаче ОГЭ, ЕГЭ, промежуточной аттестации.
  • Здесь заочник не связан каким-то определённым режимом, варианты уроков и записи прошедших консультаций с педагогами доступны 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 12 месяцев в году (правда, поступление возможно только с сентября по май). Так что получить нужную информацию и сам ученик, и его родители могут в любое удобное для них время, выбрав режим «Самостоятельно» или «С учителем».

    Чтобы начать заниматься, вам не нужно приходить в офис – документы оформляются без личного присутствия. Список необходимых для зачисления документов и полная инструкция, как это сделать, есть на сайте проекта. После зачисления на ученика заводится личное дело, в котором ведётся учёт всех его успехов и достижений вплоть до выпуска. Если ранее ребёнок обучался в другой школе, потребуется предоставить его личное дело оттуда.

    Промежуточные экзамены, тесты, контрольные работы сдаются дистанционно. Единственный случай, когда потребуется личное присутствие ученика в учебной аудитории в Москве, – это сдача государственных экзаменов: итогового сочинения, которое необходимо написать по окончании 11-го класса, а также ЕГЭ и ОГЭ.

    Что такое очно-заочное обучение в средней школе

    Закон об образовании предусматривает несколько форм получения среднего образования. Это заочная, семейная, домашняя и очно-заочная. Проблема начинается где-то на уровне местного руководства, иногда даже в городском отделе образования – там тоже могут не знать или не хотеть знать о правах родителей и детей.

    Заочное обучение в школе – это возможность освободить ребенка от излишней нагрузки. Бывает, что его воспитывает один родитель и поэтому не имеет времени забирать его или отводить на учебу. Ситуации разные, но выход найти можно. Нужно только знать, как организовать режим дня ученику.

    Формы получения среднего образования в школе

    С юридической точки зрения ребенок может законно не посещать школу, но сдавать все необходимые экзамены, а также получить аттестат. Оформить школьника на одну из форм удаленного обучения можно в любое время учебного года. Руководство школы обязано выслушать пожелания родителей. Если ситуация действительно серьезная, то пойти навстречу и подготовить все документы.

    Анализируя отзывы с форумов, можно сделать вывод, что не все директора хотят брать на себя ответственность за успеваемость учащегося.

    А зависит это вот от чего:

    1. Школьник прикреплен к какому-либо одному классу, поэтому его успеваемость сказывается на общих показателях.
    2. Учителям нужно выделять время, чтобы проконсультировать ученика по основным предметам и принять промежуточную аттестацию. Эти часы обычно не оплачиваются, поэтому никто не хочет работать больше положенного.
    3. Директору необходимо найти время, чтобы официально перевести ребенка на другую форму. Часто они просто не знают, как это правильно сделать и не хотят начинать.

    Если руководство школы не хочет организовывать заочное обучение в школе, то можно воспользоваться другими методами. Например, оформить ученика на семейное образование. Оно немного отличается от очно-заочного и заочного, а также домашнего.

    Семейное образование предполагает, что ученик на базе данной школы будет сдавать экзамены в конце года, а также ОГЭ и ЕГЭ. Больше ничего от руководства не требуется, потому что все заботы об образовании ребенка родители берут на себя.

    Домашнее образование – эта форма чаще всего применяется для детей с ограниченными возможностями. Они прикреплены документально к школе, преподаватели ходят к ним домой и проводят уроки, которые официально оплачиваются.

    Заочное образование похоже на домашнее, только школьник абсолютно здоров. Просто в силу некоторых причин не может посещать школу. Это могут быть дополнительные занятия в музыкальной, спортивной или художественной школе, после которых не остается времени на подготовку домашних заданий – как известно, нагрузки в отечественных школах растут с каждым годом. Если ребенок хорошо усваивает материал, ему нет смысла просиживать столько времени на уроках, ведь программа рассчитана на средний уровень.

    Очно-заочное образование в средней школе

    Очно-заочное образование – это вариант посещения школы через день или один раз в неделю, чтобы взять задание, определиться, что надо учить и когда. Для того, чтобы перевестись, необходимо заявление родителей. Директор школы обязана выслушать аргументы и предоставить такую возможность.

    К сожалению, в большинстве случаев приходится добиваться своих прав через Рособрнадзор. Иногда не помогают даже местные органы управления – родителям предлагают искать другую школу, бросать работу (это уже вообще никуда не годится, а жить как?) и заниматься только ребенком. Многие перестают надеяться, а зря.

    Среди нас есть родители, которые добиваются признания своих прав, находят другие школы, более лояльных директоров, которые стараются выполнять предписания Министерства образования.

    Противники такого обучения ссылаются на недостаток знаний у родителей, которые будут помогать детям. Но ведь речь идет не только о взрослых родственниках школьника – есть профессиональные репетиторы, курсы, школы. Иногда даже вне общеобразовательного заведения можно получить гораздо более серьезные знания и заинтересоваться предметом.

    Какой смысл тратить рабочий день на просиживание за партой, если оно не приносит пользы?

    Сейчас преобладают ситуации, когда главным ресурсом является именно время – что человек успеет сделать, то и будет иметь. К сожалению, общеобразовательные школы ввели много ненужных дисциплин, которые отнимают это самое время у детей. В результате его не хватает на дополнительные занятия или даже на отдых.

    Кому из детей можно учиться очно-заочно

    Далеко не всем ученикам подходит такая форма обучения. Очно-заочное образование предполагает, что основную часть работы ученик будет делать дома с помощью родителей или репетиторов.

    Если родители думают, что уйдя со школы, ребенок будет что-то делать самостоятельно, они ошибаются. Со временем ученик вообще перестанет вспоминать про уроки. Нужно или хорошо знать своего ребенка, или постоянно контролировать процесс получения знаний.

    Если взрослые понимают важность контроля и готовы с этим жить, пока школьник не окончит учебу, значит, перевод на заочное среднее образование будет оправдан. В противном случае, пусть ходит вместе со всеми и учителя частично проконтролируют процесс.

    Читать еще:  Дистанционное обучение вгпу

    Необходимо четко понимать, для чего совершается данный поступок, что вы планируете делать в свободное время. Возможно, хотите записать ученика на какие-либо заочные курсы по определенным предметам, которые будут проходить в то время, когда ребенок должен находиться в школе.

    Есть еще одна причина, по которой родители хотят, чтобы дети получали среднее образование заочно:

    • это неблагоприятная атмосфера в классе;
    • конфликты с преподавателями;
    • ограниченные возможности ребенка или какое-то внешнее отличие, что вызывает у других насмешки;
    • слабое преподавание предмета, который интересует ученика, или даже таких несколько.

    Важно, чтобы в таких случаях родители встали на защиту ребенка и не дали сломать ему психику некомпетентными методами учителей. Такое часто встречается в школах, хотя руководство старается умалчивать.

    Слабые преподаватели практически не дают шансов ребенку поступить в вуз по своему любимому направлению. Это, кстати, может быть еще одним аргументом в пользу своих прав: ученик имеет право получить знания в полном объеме, а не только то, что знает преподаватель.

    Бывали случаи, что дети успокаивались и начинали учиться, находясь дома. Можно только представить, как тяжело им было в школе и через что они, возможно, прошли. Не все любят рассказывать дома о негативе, тем более направленном на них самих.

    Как проходит обучение

    Очно-заочное обучение в школе проходит по индивидуальному графику, который в обязательном порядке должен устраивать и детей, и родителей, и школьных учителей.

    Заранее оговариваются дни, в которые ребенок будет посещать школу. Это может быть один или два дня в неделю. Возможно, он захочет ходить только на определенные уроки, например, математику, потому что ему это нравится.

    Отдельно необходимо обсудить, как ученик будет писать контрольные работы – самостоятельно или со всем классом, тогда дни посещений могут не совпасть. Одним словом, нужно понимание обоих сторон, чтобы всем было удобно и понятно, что делать.

    Право на выбор формы обучения в школе

    Как реализовать свое право выбора формы обучения и образования? Заочное обучение, семейное образование и обучение на дому — в чем разница? Как со всеми этими формами сочетается обучение по индивидуальному учебному плану и дистанционное обучение? Можно ли совмещать формы и способы обучения и образования?

    Чтобы избежать путаницы разберем особенности каждого из вариантов.

    Закон «Об образовании в РФ» закрепляет за родителями право выбирать форму образования и формы обучения.

    Право выбора формы образования

    Форм образования две:

    • в образовательной организации
    • вне образовательной организации — в форме семейного образования (с 1 по 9 класс) или самообразования (в 10-11 классах).

    Ключевое различие между двумя этими формами заключается в том, кто несет ответственность за качество образования и за организацию процесса обучения. В первом случае условия определяет школа. В случае семейного образования за процесс обучения полностью отвечают родители. Нагрузка, методики обучения, место и время — все они решают сами.

    И к родителям и к школе государство предъявляет одинаковые требования — ребенок должен как минимум освоить программу в пределах ФГОС. Дети на семейном образовании проходят промежуточную и итоговую аттестацию в школах, которые имеют государственную аккредитацию в качестве экстернов.

    Права обучающихся и государственное финансирование распространяется на экстернов. Например, экстерн бесплатно пользуется учебниками, родители могут получать компенсацию.

    Право на ускоренное обучение

    Независимо от формы получения образования учащиеся имеют право на ускоренное обучение. Ученик на семейном образовании имеет право проходить промежуточную аттестацию по мере готовности, досрочно. Такое же право есть у обычных школьников. Ученик может обратиться с заявлением о прохождении досрочной аттестации экстерном и пройти два года за год. Ускоренное обучение в рамках школы предполагает обучение по индивидуальному учебному плану.

    Право выбора формы обучения

    По закону и государственным стандартам образование может быть получено в очной, очно-заочной или заочной форме. Родители имеют право выбрать любую форму.

    Очно-заочное и заочное обучение – предполагает больше времени для самостоятельной подготовки, меньший контакт учеников с учителем.

    Для каждой формы обучения должен быть организован образовательный процесс, оформлена учебная документация (учебные планы, расписания занятий, журнал успеваемости, сведения по учебной нагрузке учителей по каждой форме и пр.), определены правила ведения документации. Обязательно должен быть принят локальный акт о формах обучения, который определяет особенности комплектования классов, требования к объему учебной нагрузки, порядок выбора родителями формы обучения, порядок организации образовательной деятельности.

    В чем разница между семейным образованием, заочным обучением и обучением на дому?

    Заочное обучение может быть отчасти похоже на семейное образование, ребенок приходит в школу только на сессии и для прохождения промежуточной аттестации. В остальное время готовится самостоятельно.

    Дети на семейном образовании также приходят в школу только для прохождения аттестации, иногда школы предусматривают для них дополнительные консультации. Но школа не контролирует как именно ребенок осваивает программу, она лишь оценивает результат на промежуточной аттестации.

    Обучение на дому или надомное обучение возможно только по медицинским показателям. Этот вариант обучения предусмотрен для детей-инвалидов и длительно болеющих детей, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья. При надомном обучении к ребенку на дом приходят учителя и занимаются с ним индивидуально. Учебная нагрузка устанавливается ниже обычной, часть материала ребенок может осваивать самостоятельно.

    Главное различие — за ребенка на заочном обучении или за ребенка обучающегося на дому несет ответственность школа, она устанавливает правила, объем нагрузки, график обучения, образовательную программу. За обучение ребенка на семейном образовании отвечают родители. Они имеют право выбрать любую школу для аттестации, в том числе частную, график аттестации — это также предмет договоренности со школой, аттестацию нужно проходить только по обязательным предметам. Родители могут выбирать учебники и программы обучения, независимо от того, по какой программе и по каким методикам ведется обучения в школе.

    Дистанционное обучение

    Дистанционное обучение не является формой обучения, а является способом организации обучения.

    Для детей, которые обучаются на дому и детей на очно-заочной и заочной форме обучения школа может организовать обучение с применением дистанционных технологий. Это возможно, если у школы и учащегося есть технические возможности и если у учащегося нет медицинских противопоказаний.

    Обучение по индивидуальному учебному плану

    Обучение по индивидуальному учебному плану — это академическое право обучающегося и оно предоставляется независимо от формы обучения в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.

    Задача перехода на обучение по индивидуальному учебному плану — учесть особенности и образовательные потребности обучающихся, выбрать оптимальный уровень реализуемых программ, темпов и сроков их освоения.

    Обучение по индивидуальному плану организуется:

    • для детей с ограниченными возможностями или устойчивой дезадаптацией в коллективе
    • для детей, имеющих академическую задолженность
    • для одаренных детей, которые усваивают программу в ускоренные сроки или заинтересованы в углубленном изучении предметов
    • по иным основаниям, которые определяет школа (для тех кто имеет много пропусков, вынужденно пропускает занятия из-за соревнований, тренировок, иной внешкольной занятости)

    Как воспользоваться правом обучения по индивидуальному учебному плану или правом выбора формы образования или обучения?

    Уточнить принят ли в школе локальный акт, который утверждает порядок. Если локального акта нет, написать заявление в произвольной форме со ссылкой на норму закона.

    Сочетание форм и способов обучения

    Закон закрепляет возможность сочетания форм и способов обучения. По смыслу закона возможно учиться в школе и изучать отдельный предмет заочно или самостоятельно, и школа должна такую возможность предоставлять по требованию родителя.

    Главные препятствия для того, чтобы реализовать законные права и возможности — особенности финансирования и отсутствие локальных актов. Иногда родителям бывает проще перейти в школу, в которой все вопросы решены, чем добиться от своей школы права выбора формы обучения.

    Индивидуальный подход в обучении — это дополнительные часы работы педагогов, заочное обучение — это часы работы управленцев по созданию учебных планов и пакета документации. Никто не понимает, сколько должна получать школа на учащегося, который сочетает формы обучения и образования. Не все регионы четко определили особенности финансирования обучения учащихся по индивидуальному плану или в форме заочного обучения.

    Все это рождает барьеры и активное сопротивление школы. Тем не менее, запрос со стороны родителей на индивидуализацию в образовании растет. Под давлением родителей школам приходится вводить разные формы обучения и продумывать варианты обучения по индивидуальному учебному плану. Много готовых решений и примеров доступно в интернете. И сегодня школам уже есть на что опереться.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector