Sckontakt.ru

Уроки онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение педагогов новым технологиям

Семинар для педагогов «Современные педагогические технологии»

Вероника Борисова-Гладкова
Семинар для педагогов «Современные педагогические технологии»

Семинар по теме:

«Современные педагогические технологии»

Цель семинара: Закрепление знаний педагогов о современных образовательных технологиях.

(1 слайд)Здравствуйте уважаемые педагоги, сегодня мы будем обсуждать современные педагогические технологии. Напишите, пожалуйста, на листочках, что хотите узнать или получить от данного семинара. Прикрепите их к доске.

(2 слайд)Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

Уважаемые педагоги изобразите на бумаге, из чего состоит ядро любой технологии?

(3 слайд)Ядро любой технологии: это – цель — средства — правила их использования – результат.

(4 слайд)В определениях педагогической технологии данные структурные элементы прослеживаются:

Б. Т. Лихачев дает такое определение: «Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса».

И. П. Волков предлагает другой вариант определения:

«Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения».

В чем состоит отличие педагогических технологий от методики?

(5 слайд)Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если». Методики обучения могут входить в состав технологий.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель — содействовать становлению ребенка как личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Назовите современные образовательные технологии…

(6 слайд)1. здоровьесберегающие технологии;

2. технология развивающего обучения

3. технология исследовательской деятельности («ТРИЗ»)

4. информационн о-коммуникационные технологии;

5. личностно-ориентированные технологии;

6. технология портфолио дошкольника и воспитателя

7. игровая технология

8. технологии проблемного обучения

9. технологии проектной деятельности

10. Технология коллективного способа обучения

(7 слайд)В специальной литературе представлено несколько классификаций педагогических технологий — В. Г. Гульчевской, В. Т. Фоменко, Т. И. Шамовой и Т. М. Давыденко.

Классификация педагогических технологий (по В. Т. Фоменко).

Технология, предполагающая построение учебного процесса:

— на деятельностной основе, на концептуальной основе, на крупноблочной основе, на опережающей основе, на проблемной основе, на личностно-смысловой основе, на альтернативной основе, на диалоговой основе, на взаимной основе.

В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г. К. Селевко. (раздатка пед. и обр. техн.)

Она объединяет технологии по сущностным и инструментально значимым свойствам. В целом, наблюдается тенденция развития технологий — от технологий обучения к технологиям развития.

Рассмотрим кратко современные педагогические технологии, используемые в работе с детьми.

1. Здоровьесберегающие технологии

Назовите цель здоровьесберегающих технологий…

(8 слайд)Здоровьесберегающие технологии– это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Поэтому целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Назовите, какие здоровьесберегающие технологии вы знаете?

(9 слайд)Выделяют три группы здоровьесберегающих технологий:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС) .

3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика. (раздатка Совр. здоровьесберег. технологии)

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

2. Технология развивающего обучения

(образовательная программа ДОУ).

Что вы понимаете под технологией развивающего обучения?

(10 слайд)Развивающее обучение — направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников обучающихся путём использования их потенциальных возможностей. Это мотивация на конкретное действие, на познание, на новое. К ним относятся развивающая среда ДОУ, программы ДОУ. Ориентировано на понятие Л. С. Выготского «зона ближайшего развития».

3. Личностно — ориентированная технология

Что является центром личностно-ориентированной технологии?

(11 слайд)В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижения личностью таких качеств, провозглашается главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм.

Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные и мощные средства обучения, перестраивают содержание образования.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

(12 слайд)В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

1. Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

2. Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый — ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

3. Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

4. Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании о — Истине и путях, ведущих к ней. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной.

4. Технологии Проблемного обучения.

Что вы понимаете под проблемным обучением?

(13 слайд)Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

(раздатка методика проблемных ситуаций)

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, для этого дидактическое содержание материала должно быть представлено как цепь проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Проблемное обучение включает несколько этапов:

1) осознание общей проблемной ситуации;

2) ее анализ, формулировка конкретной проблемы;

3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная проверка их);

4) проверка правильности решения проблемы

5. Технология коллективного способа обучения

Что такое технология коллективного способа обучения?

(14 слайд) Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

Коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

Коллективный способ обучения считается запущенным только тогда, когда каждое задание выполнено хотя бы одним ребёнком, т. е. когда каждый ребёнок выполнил свое задание, и готов обучать всех остальных участников этой работе, получив обучение по остальным заданиям в сменных парах.

(15 слайд)При коллективных способах (КСО) у каждого ребенка появляется возможность осуществить индивидуальную траекторию развития:

• обучающиеся реализуют разные цели, изучают разные фрагменты учебного материала, разными способами и средствами, за разное время;

• разные дети осваивают одну и ту же программу по разным образовательным маршрутам;

• наличие сводных учебных групп как мест пересечения разных маршрутов продвижения обучающихся. Одновременно сочетаются все четыре организационные формы обучения: индивидуальная, парная, групповая и коллективная.

Читать еще:  Вшэ спб стоимость обучения 2020

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и его успешное обучение в школе.

Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза Диккенса

(16 слайд)Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.

Что вам понравилось или не понравилось на данном семинаре?

Была ли данная информация вам полезна?

Обсуждение: оправдались ли ожидания педагогов от семинара по листочкам, прикрепленным в начале мероприятия.

Обучение педагогов новым технологиям

На протяжении нескольких десятилетий идет реформирование и модернизация российского образования, а в российских школах сегодня реализуется Федеральный государственный стандарт общего образования, который дает возможность построить программу обучения, отвечающую актуальным запросам и амбициям детей и их родителей.

В современном сложном и многообразном мире система образования неминуемо сталкивается с новыми вызовами и задачами. Меняются требования государства, общества и бизнеса к содержанию и образовательным результатам, но меняется ли, при этом, что — то внутри самой школы? Есть ли у учителя стимул и желание меняться, искать ответы на новые сложные вопросы?

Средства массовой информации отмечают позитивные сдвиги и положительную динамику в российском образовании. Сравнительные международные исследования (PIRLS, TIMSS, PISA), результаты государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ) и международных предметных олимпиад демонстрируют рост показателей. В российских школах появились электронные учебники, современные и хорошо оснащенные здания. Но давайте заглянем в среднестатистическую школу XXI века. В ней урок остается основной формой организации образовательного процесса, превалируют монопредметные учебные курсы, в которых за 11 лет на русский язык и математику отводится до 40% учебного времени, а на оставшиеся 14 предметов – 60% аудиторной нагрузки. В ней учебник единственно «верное учение» и «свод готовых знаний», а оценка и накопительная система «баллов» – основной способ мотивации ребенка к обучению. В ней контрольно-измерительные материалы (особенно при внешнем контроле, в том числе, и для Всероссийских проверочных работ) носят формальный (репродуктивный) характер. В ней учитель остаётся центральной фигурой в обучении, но, при этом, объем домашних заданий с каждым годом растет, а следование учебному плану является основным механизмом реализации образовательной программы, где вариативная часть либо отсутствует вовсе, либо используется лишь для «усиления» базовых учебных курсов с целью успешного прохождения государственной итоговой аттестации. В ней расписание учебных занятий остается традиционным и стабильным, а возможности современных форм и способов обучения не используются. «Цифровизация» школы свелась к электронным дневникам и журналам бумажного образца 1974 года, к техническим средствам обучения (ТСО-3), выполняя привычные функции наглядности в обучении (чаще всего, на уроках в российских школах используют электронные презентации, несущие лишь информационную функцию). Список атрибутики школы конца второго десятилетия XXI века можно продолжить, но давайте остановимся и зададим себе простой вопрос: можно ли в таких условиях достичь реальных и новых образовательных результатов, отличных от конца XX века?

Учитель – массовая профессия. Поэтому нужны эффективные массовые технологии, обеспечивающие современные результаты. Известно, что ключевым вызовом для школы сегодня является ситуация неопределённости, и поэтому основными образовательными результатами должны быть: способность к преадаптации, умение действовать в неопределенных ситуациях, развитое мышление, фундаментальные знания и личностные компетенции. Этих результатов возможно достичь, используя зарекомендовавшие себя десятилетиями отечественные технологии развивающего образования, основанные на работах Льва Выготского.

Почему при явном преимуществе и эффективности «развивающего образования», его технологии не используются массово в образовательном пространстве нашей страны?

Сделать развивающее образование массовой практикой

Профессия учителя сегодня может существовать исключительно по «законам» массовой профессии. Большое заблуждение, что каждый учитель – творец, который может работать, не имея достаточных профессиональных знаний и навыков, а лишь так, как подсказывает ему сердце и «педагогическое чутье». Да, такое возможно, и сегодня порядка 10-15% учителей – учителя по призванию, для которых учитель – не профессия, а смысл жизни. А остальные 85-90%?

Остальные на протяжении всей своей длинной профессиональной деятельности должны постоянно учиться, но не в формате 72-часового курса повышения квалификации один раз в три года и в большей степени лишь для формальной педагогической аттестации. Учителям необходимо один раз в десять лет проходить серьёзную переподготовку длиной в один год с обязательной стажировкой по определенной тематике в лучших образовательных организациях не только России, но и за рубежом. Первое условие вхождения развивающего образования в массовую практику – массовая переподготовка (а не повышение квалификации) учителей.

Второе условие. Многолетний опыт повышения квалификации отдельных учителей по разным темам, в разных местах, как показывает практика, ничего не дает школе. Вернувшись, учитель продолжает работать так, как работал до курсов. Поэтому переподготовка может происходить только в команде таких же педагогов. В основе переподготовки, при этом, должны лежать деятельностные формы работы: проектирование, исследование, конструирование, игра, экспертиза и т.п..

Итак, командообразование – ключевое условие для переподготовки учителей и административных работников школ.

Третье условие. В основу современной педагогической практики необходимо положить развивающее образование, которое способно изменить и преобразить мышление и личность не только детей, но и учителей. В развивающем образовании необходимо преодолевать собственные дефициты, ставить новые задачи, активно искать пути и способы их решения, уметь рефлексировать, принимать решения о перепроектировании, изменении того, что было сделано вчера, нести персональную ответственность. При этом, используя не только ресурс школы, но и открытой образовательной среды, стремительное течение внутри которой может как повлечь учителя в другом направлении, так и вовсе «вымыть» его из профессиональной деятельности. Вероятно, что именно по этой причине «развивающее образование» не стало массовым явлением, хотя Федеральные государственные стандарты общего образования построены на базе методологии, получившей название «системно-деятельностный подход». Если развивающее образование не будет реализовано, то ни будут развиваться ни дети, ни педагоги, ни родители.

Понимая и принимая потенциал развивающего образования как базовой модели для современной школы, мы должны поставить задачу сделать развивающее образование массовой практикой. Если начинать строить систему переподготовки учителей, то в ее основе должно лежать развивающее образование, открывающее широкие возможности для всех участников образовательного процесса и допускающее вариативность, многообразие, индивидуальный и персональный подход, выход за пределы школы и разработку индивидуальной образовательной программы с привлечение существующих современных технологий и возможностей.

Для того, чтобы эти условия были выполнены, нужно сделать так, чтобы массовый учитель захотел развиваться, менять свои прежние педагогические установки и учиться новым технологиям и обучающим стратегиям.

Это самая трудная задача, но, не решив ее, массовый учитель не сможет выйти из того замкнутого круга, по которому «бегает» уже ни один десяток лет. Позволю себе предложить свое решение этой задачи.

Только в команде, за хорошие деньги

Ни маленькая (12–15 тысяч рублей), ни, тем более, большая зарплата (180–100 тысяч рублей), которую учитель получает только за то, что приходит в школу – не способна мотивировать учителей к саморазвитию. Эта сложная задача может быть решена, только при комплексном подходе.

1) Начинать осваивать «развивающее образование» только в команде, всем педагогическим коллективом при полной поддержке и активном участии администрации образовательной организации, но постепенно, осваивая шаг за шагом каждый элемент данной методики.

Внедрять технологию можно на всех четырех уровнях образования, расставляя на каждый учебный год приоритеты и определяя одну ключевую задачу. Минимальное время для перехода организации на идеологию, ценности, принципы и технологии развивающего образования – пять лет. За это время образовательная организация получает мораторий на все внешние проверки за исключением государственной итоговой аттестации. В таких школах начинается система переподготовки учителей и администрации прямо на рабочих местах, но с выездом на стажировки в организации, где технологии «развивающего образования» уже успешно внедрены. В рамках переподготовки с каждой организацией заключается договор с точным описанием того, какие результаты должны быть достигнуты и какими профессиональными компетентностями и «продуктами» овладеет педагогический коллектив. Программа перехода организаций на развивающее образование должна быть разработана и согласована на уровне муниципалитета.

Внедрение новых технологий должно устранить существующие непроходимые границы между разными школами и позволить детям учиться у тех педагогов, которые подходят им наилучшим образом.

При этом, учитель из обычного работника, который пашет от зари до зари, заполняя кучу бумаг, получит больше свободного времени для себя и работы с детьми. И вот здесь на помощь придет и «цифра», и «разделение труда». Учитель почувствует себя Человеком, у него появится интерес к работе и радость от ее выполнения. Произойдет это за счет сетевого взаимодействия и эффективных технологий развивающего образования.

Читать еще:  Летное училище цена обучения

2) Моральное и финансовое стимулирование. Необходимо постепенно уходить от почасовой оплаты и переходить на оплату видов деятельности учителя (по принципу «все включено»). У всех учителей должны быть 36-часовая рабочая неделя, но наполненная, исходя из интересов, профессиональных компетентностей, желания и производственной необходимости. Стимулировать морально и финансово только тех, кто участвует в проектах и получает первые результаты. С частью педагогического коллектива перейти на «эффективные контракты». Введение принципа «разделения труда» для повышения эффективности в каждой позиции. И, самое главное, учителя должны иметь возможность за счет организации участвовать в конференциях, конкурсах, тренингах, грантах, проектах, экспедициях. Учитель не должен замыкаться в одной школе, он должен много ездить и видеть как работают другие.

3) Необходимо вносить изменения в профессиональный стандарт и создавать несколько уровней квалификации. Каждый учитель должен иметь право пройти профессиональный экзамен (даже досрочно) на присвоение ему уровня квалификации. Каждый уровень квалификации должен соответствовать определенным профессиональным компетентностям. Нужна «горизонтальная карьерная лестница», по которой учитель сможет и захочет идти. Каждый уровень квалификации на этой лестнице – это и статус, и материальное вознаграждение. Разница между 5 уровнем квалификации и 8 должно быть как минимум в 30–40 тысяч рублей. Только когда учитель будет понимать, что для того, чтобы получать высокую зарплату, он должен иметь определенные профессиональные качества, у него появится желание двигаться вперед. При этом, директор организации будет стремиться взять на работу учителя более высокого уровня квалификации. Необходимо в корне изменить подход к аттестации педагогов и связать – ее с инновационной деятельностью.

Учителя назвали главные проблемы с новыми технологиями в образовании

Ученые Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС провели исследование среди учителей всех предметных областей с 1-го по 11-й класс, результаты которого показали десять основных проблем, возникающих при использовании новых педагогических технологий обучения. Об этом говорится в сообщении РАНХиГС, поступившем в РБК.

Согласно данным исследования, с «явным отрывом» лидируют две проблемы: отсутствие у педагогов потребности и интереса к использованию новых технологий, а также недостаточная компетентность в «теории технологизации образования».

В ходе исследования были опрошены 173 учителя начальной школы и 239 преподавателей средних и старших классов. Распределение по стажу получилось следующим: до пяти лет (8,9% от числа опрошенных), от пяти до десяти лет (9,9%), от десяти до 20 лет (33,9%), педагоги-мастера (47,3%). Специалисты, которые имеют высшую квалификационную категорию, были представлены в числе 60,7%.

«Третье место рейтинга поделили в том числе неумение организовать исследовательскую, самостоятельную, проектную, групповую работу школьников и незнание технологии экспериментальной и исследовательской педагогической деятельности», — говорится в сообщении.

Также в список попало неумение учителей адаптировать получаемую информацию о технологиях обучения к собственной профессиональной деятельности, а также ограничения возможности прохождения методических стажировок и незнание методик педагогической диагностики, снятия стрессов и тревожности у школьников.

Результаты анализа показали, что в школах по-прежнему преобладают старые, классические методы преподавания. Лидирующие позиции занимает традиционный, обычный урок, а инновационной форме обучения преподаватели отводят лишь 38% учебного времени.

Авторы исследования считают, что важнейшей причиной является нехватка времени у преподавательского состава. «Так, если на приготовление к традиционному уроку учителя тратят в среднем 40% своего рабочего дня, то к инновационному уроку готовятся в среднем на 20% дольше», — говорится в сообщении.

По мнению ученых, слишком высокие по времени затраты на подготовку вызваны сложностью инновационных уроков и отсутствием необходимой компетентности. При этом сами учителя признали необходимость увеличения доли компьютерного и интерактивного обучения (с 32 до 41% учебного времени), самостоятельных работ в классе (с 33 до 47%) и конференций (с 10 до 16%).

Помимо этого учителя заявили о недостаточном предложении услуг со стороны курсов повышения квалификации и высокую наполняемость классов, а также посетовали на избыток совещаний и отсутствие компетентных консультантов.

«Сложно ожидать от педагога высокой мотивации, интереса к инновационной деятельности, если он перегружен, не может получить своевременной и адекватной помощи со стороны администрации школы, методистов, организаций дополнительного профессионального образования», — считают авторы исследования.

Семинар для педагогов «Современные педагогические технологии»

Вероника Борисова-Гладкова
Семинар для педагогов «Современные педагогические технологии»

Семинар по теме:

«Современные педагогические технологии»

Цель семинара: Закрепление знаний педагогов о современных образовательных технологиях.

(1 слайд)Здравствуйте уважаемые педагоги, сегодня мы будем обсуждать современные педагогические технологии. Напишите, пожалуйста, на листочках, что хотите узнать или получить от данного семинара. Прикрепите их к доске.

(2 слайд)Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

Уважаемые педагоги изобразите на бумаге, из чего состоит ядро любой технологии?

(3 слайд)Ядро любой технологии: это – цель — средства — правила их использования – результат.

(4 слайд)В определениях педагогической технологии данные структурные элементы прослеживаются:

Б. Т. Лихачев дает такое определение: «Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса».

И. П. Волков предлагает другой вариант определения:

«Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения».

В чем состоит отличие педагогических технологий от методики?

(5 слайд)Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если». Методики обучения могут входить в состав технологий.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель — содействовать становлению ребенка как личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Назовите современные образовательные технологии…

(6 слайд)1. здоровьесберегающие технологии;

2. технология развивающего обучения

3. технология исследовательской деятельности («ТРИЗ»)

4. информационн о-коммуникационные технологии;

5. личностно-ориентированные технологии;

6. технология портфолио дошкольника и воспитателя

7. игровая технология

8. технологии проблемного обучения

9. технологии проектной деятельности

10. Технология коллективного способа обучения

(7 слайд)В специальной литературе представлено несколько классификаций педагогических технологий — В. Г. Гульчевской, В. Т. Фоменко, Т. И. Шамовой и Т. М. Давыденко.

Классификация педагогических технологий (по В. Т. Фоменко).

Технология, предполагающая построение учебного процесса:

— на деятельностной основе, на концептуальной основе, на крупноблочной основе, на опережающей основе, на проблемной основе, на личностно-смысловой основе, на альтернативной основе, на диалоговой основе, на взаимной основе.

В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г. К. Селевко. (раздатка пед. и обр. техн.)

Она объединяет технологии по сущностным и инструментально значимым свойствам. В целом, наблюдается тенденция развития технологий — от технологий обучения к технологиям развития.

Рассмотрим кратко современные педагогические технологии, используемые в работе с детьми.

1. Здоровьесберегающие технологии

Назовите цель здоровьесберегающих технологий…

(8 слайд)Здоровьесберегающие технологии– это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Поэтому целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Назовите, какие здоровьесберегающие технологии вы знаете?

(9 слайд)Выделяют три группы здоровьесберегающих технологий:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС) .

3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика. (раздатка Совр. здоровьесберег. технологии)

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

2. Технология развивающего обучения

(образовательная программа ДОУ).

Читать еще:  Сколько длится обучение в университете

Что вы понимаете под технологией развивающего обучения?

(10 слайд)Развивающее обучение — направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников обучающихся путём использования их потенциальных возможностей. Это мотивация на конкретное действие, на познание, на новое. К ним относятся развивающая среда ДОУ, программы ДОУ. Ориентировано на понятие Л. С. Выготского «зона ближайшего развития».

3. Личностно — ориентированная технология

Что является центром личностно-ориентированной технологии?

(11 слайд)В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижения личностью таких качеств, провозглашается главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм.

Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные и мощные средства обучения, перестраивают содержание образования.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

(12 слайд)В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

1. Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

2. Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый — ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

3. Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

4. Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании о — Истине и путях, ведущих к ней. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной.

4. Технологии Проблемного обучения.

Что вы понимаете под проблемным обучением?

(13 слайд)Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

(раздатка методика проблемных ситуаций)

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, для этого дидактическое содержание материала должно быть представлено как цепь проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Проблемное обучение включает несколько этапов:

1) осознание общей проблемной ситуации;

2) ее анализ, формулировка конкретной проблемы;

3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная проверка их);

4) проверка правильности решения проблемы

5. Технология коллективного способа обучения

Что такое технология коллективного способа обучения?

(14 слайд) Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

Коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

Коллективный способ обучения считается запущенным только тогда, когда каждое задание выполнено хотя бы одним ребёнком, т. е. когда каждый ребёнок выполнил свое задание, и готов обучать всех остальных участников этой работе, получив обучение по остальным заданиям в сменных парах.

(15 слайд)При коллективных способах (КСО) у каждого ребенка появляется возможность осуществить индивидуальную траекторию развития:

• обучающиеся реализуют разные цели, изучают разные фрагменты учебного материала, разными способами и средствами, за разное время;

• разные дети осваивают одну и ту же программу по разным образовательным маршрутам;

• наличие сводных учебных групп как мест пересечения разных маршрутов продвижения обучающихся. Одновременно сочетаются все четыре организационные формы обучения: индивидуальная, парная, групповая и коллективная.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и его успешное обучение в школе.

Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза Диккенса

(16 слайд)Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.

Что вам понравилось или не понравилось на данном семинаре?

Была ли данная информация вам полезна?

Обсуждение: оправдались ли ожидания педагогов от семинара по листочкам, прикрепленным в начале мероприятия.

Современные образовательные технологии: новые медиа в классе

  • 10 недель

2 зачётных единицы

для зачета в своем вузе

Образовательные технологии стремительно развиваются, давая учителям возможность для пересмотра и совершенствования собственных педагогических практик.
Курс «Современные образовательные технологии: новые медиа в классе» посвящен применению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе. Перед вами – первый из цикла курсов о современных образовательных технологиях, запускаемый НИТУ «МИСиС».

О курсе

Наш курс – это попытка изменить сложившийся привычный взгляд на образовательный процесс. Ориентируя педагогов на развитие собственной ИКТ-компетентности, мы подробно и доступно рассказываем об инструментальном и сервисном обеспечении этого процесса. Курс поможет слушателям сформировать собственные навыки организации современного образовательного процесса, включающие в себя технологии планирования, реализации и анализа урока с использованием ИКТ.

Модели смешанного обучения (СО), о которых пойдет речь в курсе, содержат как классическую очную форму преподавания, так и использование передовых онлайн-материалов. Правильное применение этих моделей позволит развить личностный потенциал учеников, усилит их вовлеченность в урок и улучшит образовательные результаты.

Современные массовые онлайн-курсы – это живой инструмент постоянного непрерывного познания и самосовершенствования учителей, поэтому мы приглашаем участников педагогического сообщества не только пройти курс, но и принять участие в его дальнейшем развитии. Активная работа слушателей на форуме позволит создавать последующие педагогические программы с учетом полученной обратной связи.

Дополнительная траектория обучения, включающая более полное использование инструментов онлайн взаимодействия, позволит слушателям, имеющим высшее образование, получить удостоверение о повышении квалификации.

Курс разработан при поддержке образовательного направления «Рыбаков Фонда».

Формат

В состав курса входят:

  • видеолекции продолжительностью 5-15 минут;
  • форум для общения и обмена информацией;
  • формы технологических карт и аналитических документов учителя;
  • анимационные ролики и видеосюжеты из школ, применяющих смешанное обучение.

Курс рассчитан на 10 недель, учебная нагрузка на пользователя – 3 астрономических часа в неделю. Курс спроектирован таким образом, что одну неделю слушателям предоставляется теоретическая информация (видеолекции, дополнительные материалы для самостоятельного изучения), следующая неделя посвящена практической отработке полученных знаний (выполнение творческих заданий, обсуждение актуальных вопросов на форуме), далее снова следует неделя теории.

Информационные ресурсы

  • Образовательная онлайн-платформа «Открытая школа» — https://2035school.ru
  • Русскоязычное сообщество Google (Google Educator Group) https://goo.gl/vCJ1oi

Программа курса

Раздел I. Введение

  • Изменение философии образования.
  • Современная педагогика. Тенденции развития.
  • Учебная культура и её формирование.

Раздел II. Проектирование учебного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

  • Общие принципы и условия применения ИКТ.
  • Определение способов оценки деятельности учащихся.
  • Структура современного урока.
  • Подходы к проектированию урока.
  • Развитие профессиональной компетенции учителя в информационно-образовательной среде.
  • Оценка готовности к использованию ИКТ в учебном процессе.
  • Анализ существующих ресурсов и соотнесение их с конкретными фрагментами уроков.
  • Платформа «Открытая школа» как инструмент ИКТ.

Раздел III. Применение смешанного обучения (СО) в процессе использования информационно-коммуникационных технологий

  • Нормативно-правовые аспекты организации электронного обучения.
  • Понятие «смешанное обучение».
  • Предпосылки, проблемы, преимущества СО.
  • Модели СО.
  • Проектирование учебного процесса с использованием СО.
  • Методы повышения эффективности групповой работы.
  • Подготовительная работа с учениками.
  • Разработка эффективной среды обучения.
  • Управление обучением.

Результаты обучения

В результате освоения курса «Современные образовательные технологии: новые медиа в классе», обучающийся получит следующие навыки и умения.

  • Определять ИКТ инструменты.
  • Анализировать практику в соответствие с трендами.
  • Определять цели и принципы обучения.
  • Выбирать средства оценивания.
  • Использовать и адаптировать шаблоны планов.
  • Диагностировать готовность всех участников процесса к СО.
  • Определять, что является/не является СО.
  • Организовать процесс формирования учебной культуры СО.
  • Проектировать учебный процесс СО.
  • Анализ соответствия личной практики трендам.
  • Проектирование учебной среды с использованием ИКТ.
  • Проектирование учебного процесса СО.
  • Организация процесса формирования учебной культуры СО.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector