Sckontakt.ru

Уроки онлайн
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Клиент центрированная психотерапия обучение

Основы клиент-центрированной психотерапии

«Парадоксальный аспект моего опыта состоит в том, что чем больше я хочу быть самим собой при всей сложности жизни и чем больше я хочу понимать и принимать себя и другого, тем больше изменений происходит. Это парадоксально: когда каждый из нас хочет быть самим собой, он замечает, что не только он сам изменяется, но и люди, с которыми он входит в контакт, тоже изменяются. Это очень яркая часть моего опыта и одно из глубочайших знаний, которое я вынес из моей индивидуальной и профессиональной жизни»

Особенностью программы «Основы клиент-центрированной психотерапии» является ее практическая направленность, слушатели получат конкретные умения и навыки в области клиент-центрированной психотерапии и в работе с переживанием. Программа повышения квалификации будет интересна тем, кто хочет познакомиться с гуманистическим направлением в области психотерапии, возникшим как альтернатива психоанализу и поведенческой терапии, как переход от вопроса, каким образом психотерапевт может лечить, вылечить или изменить человека, к вопросу о том, как он может создать и поддерживать взаимоотношения, которые этот человек может использовать для своего личностного роста.

Преподаватели

Программа

В результате прохождения программы вы:

  • Сможете свободно ориентироваться в теории, методологии и методике клиент-центрированного подхода в психотерапии (классические и современные направления). Понимаете цели, возможности и границы психотерапии. Сможете организовать свою консультативную психологическую практику в соответствии с нормами и положениями профессиональной этики;
  • Освоите навыки клиент-центрированного психотерапевтического взаимодействия. Совместно с клиентом выстраиваете и сохраняете границы терапевтических отношений. Открыты по отношению к собственным потребностям и переживаниям в контакте с клиентом. Умеете ставить цели, решать конкретные задачи и прогнозировать результат в консультативной работе с клиентом. Имеете представление о процессуальной терапевтической диагностике. Понимаете значение терапевтических интервенций, в соответствии с конкретными целями на каждом этапе консультативной работы;
  • Научитесь рефлексировать, систематизировать и описывать свой опыт работы с клиентом. Открыты в отношениях с коллегами, участвуете в супервизиях, настроены на развитие и совершенствование своих профессиональных знаний и умений.

Основные характеристики клиент-центрированного подхода в психотерапии

  • Особенности и специфика клиент-центрированной психотерапии в соотношении с основными современными психотерапевтическими направлениями
  • Современные направления Клиент-центрированной психотерапии: фундаменталистское, клиническое, экспериментальное, экзистенциальное, их сравнительный анализ
  • Цели, задачи, основные положения, методический и практический инструментарий, критерии результативности психотерапевтической работы с клиентом в каждом направлении
  • Базовые положения и ключевые понятия клиент-центрированной терапии: самоактуализация, Я-концепция, эмпатия, безусловное принятие, конгруэнтность, инконгруэнтность, открытость, переживание опыта, доверие опыту, символизация опыта

Формирование структуры личности и терапевтический процесс в клиент-центрированной терапии

  • Представление о формировании личности в теории К. Роджерса
  • Полноценно функционирующая личность
  • Самоактуализация
  • Актуализирующая тенденция
  • Я-концепция и особенности ее формирования
  • Символизация опыта и ее особенности
  • Защитное поведение личности по Хогану, условия его возникновения, возрастания и минимизации
  • Психологические условия формирования полноценно функционирующей личности
  • Дефициты и нарушения личностного развития и связанные с этим особенности формирования Я-концепции личности
  • Исследование дефицитов личностного развития и построение, в соответствии с этим, терапевтического процесса
  • Понимание истоков инконгруэнтности клиента и «внутренней логики» развития его личности

Психотерапевтическая процессуальная диагностика в клиент-центрированном психотерапевтическом процессе

  • Процессуальный характер психотерапевтической диагностики в гуманистической терапии
  • Понятие процессуальной диагностики, основные ее характеристики и базовые составляющие
  • Непрерывность процессуальной диагностики
  • Сравнительный анализ с другими видами диагностики
  • Основные этапы и составляющие диагностики
  • Три уровня диагностики (диагностический треугольник)
  • Исследование мотивации к самопознанию и изменению у клиента
  • Особенности формирования гипотез о структуре личности клиента
  • Контрперенос консультанта и его рассмотрение, как важная составляющая диагностического процесса
  • «Сценическое» понимание поведения клиента
  • Терапевтические отношения (клиент-терапевт) как необходимый материал для понимания клиента
  • Прогноз относительно результативности психотерапевтической работы с клиентом

Терапевтическое общение в практике клиент-центрированной терапии

  • Особенности и специфика терапевтического общения: ограничение рамками терапии (время, место, периодичность, продолжительность, стоимость), конфиденциальность, концентрированность, эмоциональная вовлеченность и насыщенность
  • Особенности и характер терапевтического общения в разных терапевтических направлениях, их сравнительный анализ
  • Построение отношений клиента и терапевта в гуманистической терапии
  • Триада К. Роджерса: Эмпатическое понимание, Безоценочное принятие, Конгруэнтность
  • Понятие директивности в работе терапевта
  • Манипулятивная недирективность, содержательная недирективность в поведении терапевта
  • Директивность «по отношению к процессу, а не к содержанию» по Ю. Джендлину
  • Распределение ответственности в консультативном процессе
  • Общение в КЦТ как терапевтический процесс
  • Понятие дисфункциональности личных взаимоотношений клиента и ее проявление в терапевтическом контакте
  • Дисфункциональность в общении клиента, как важная характеристика для глубинного понимания клиента
  • Перенос и контрперенос, их влияние на терапевтический процесс и его результативность
  • Формы переносов и особенности работы психотерапевта
  • Источники контрпереноса. Полезный и препятствующий контрперенос. Контрперенос, как усиление или поглощение эмпатии психотерапевта

Терапевтический процесс в клиент-центрированной терапии

  • 6 необходимых и достаточных условий психотерапии по К. Роджерсу
  • Расширение теории терапии Роджерса
  • Необходимость прямого обращения к переживанию по Ю. Джендлину
  • Структура терапевтического процесса
  • Когнитивная и эмоциональная части процесса
  • Уровни консультативной работы с клиентом (отношений, содержания, обработки) по Sachse, их назначение и обоснование
  • Герменевтическая эмпатия и ее значение для глубинного понимания клиента
  • Особенности и характеристики первой встречи с клиентом
  • Терапевтический контакт: его установление, развитие и углубление, завершение
  • Проблемы и важные характеристики завершения контакта
  • Результативность психотерапии. Критерии результативности терапевтического процесса
  • Изменение личности как следствие терапевтического взаимодействия
  • Психологическое содержание понятия «изменение личности» в терапевтическом процессе
  • 7 стадий психотерапевтических изменений по К. Роджерсу как терапевтические последствия проявления терапевтом принятия и эмпатического понимания

Психотерапевтическая технология в работе с переживанием

  • Профессиональные умения и навыки: триада Роджерса
  • Эмпатия, ее психологическое содержание, отличие от сочувствия и симпатии, ее реализация через умения эмпатического слушания, и ее влияние на психотерапевтическую результативность
  • Виды и характеристики эмпатического слушания («пассивное» слушание, слушание с реакцией подтверждения, «открывание дверей», активное слушание и его формы)
  • 5 уровней эмпатического понимания переживания клиента
  • Принятие, его психологическая характеристика как безусловного отношения, его функции и способы реализации в терапевтическом процессе
  • Конгруэнтность, ее психологическое содержание, способы реализации, психологическое влияние на терапевтическую результативность
  • Переживание, необходимое для личностных изменений в терапии. «Чувственно переживаемый смысл» (felt sense) по Ю. Джендлину
  • 4 способа доступа к внутреннему переживанию по Greenberg, Rice & Elliot
  • Промежуточные уровни символизации внутреннего переживания. Необходимые умения терапевта для работы на этих уровнях
  • Полимодальность символизации чувственно переживаемого смысла
  • Психотерапевтическая работа с образами, фантазиями, снами, рисунками, телодвижением, метафорами, звуками
  • Процессинг – освоение динамики переживания (М. Ворнер)

Стоимость

Полная стоимость программы 30 500 руб.

При единовременной оплате не позднее 3-х дней до начала обучения стоимость составляет 25 925 руб.

Клиент центрированная психотерапия обучение

Курс повышения квалификации «Клиент-центрированная психотерапия»

140 академических часов (4 учебных месяца)

Пояснительная записка

Центральная гипотеза этого подхода кратко может быть сформулирована так: человек в самом себе может найти огромные ресурсы для самопознания, изменения Я-концепции, целенаправленного поведения, а доступ к этим ресурсам возможен лишь при соблюдении трех условий, которые способствуют созданию определенного психологического климата.

Неважно, идет ли речь об отношении между терапевтом и клиентом, родителем и ребенком, лидером и группой, учителем и учащимся, руководителем и подчиненным. Эти условия можно создать в любой ситуации, целью которой является развитие человека.

Первое условие — это подлинность, искренность, или конгруэнтность. Чем в большей степени терапевт является самим собой в отношении с клиентом, чем в меньшей степени он отгорожен от клиента своим профессиональным или личностным фасадом, тем более вероятно, что клиент изменится и конструктивно «продвинется». Подлинность означает, что терапевт открыто проживает чувства и установки, которые имеют место в данный момент.

Второе по важности условие — принятие, забота или признание — безусловное позитивное отношение. Когда терапевт ощущает позитивную, неосуждающую, принимающую установку по отношению к клиенту независимо от того, кем этот клиент является в данный момент, изменение клиента в процессе психотерапии более вероятно.

Читать еще:  Www medcollege7 ru система дистанционного обучения

Третье фасилитирующее условие — наличие эмпатического понимания. Это означает, что терапевт точно воспринимает чувства, личностные смыслы, переживаемые клиентом, и передает это воспринятое понимание клиенту. В идеальном случае терапевт так глубоко проникает во внутренний мир другого, что может прояснить не только те смыслы, которые тот осознает, но даже те, что лежат чуть ниже уровня осознания. Эта особая, активная разновидность слушания — один из самых мощных инструментов, по мнению К. Р. Роджерса, создателя клиент-центрированной терапии, обеспечивающих изменение.

Таким образом, основной задачей курса по клиент-центрированной терапии становится обучение студентов метанавыкам, которые будут способствовать созданию терапевтических взаимоотношений, а также обеспечение студентов соответствующим методическим инструментарием.

Цели и задачи курса

· Освоение методологии клиент-центрированной парадигмы в психологическом консультировании и психотерапии.

· Формирование представления о базовых терапевтических условиях взаимодействия в системе «клиент-терапевт».

· Выработка конструктивных личностных установок терапевта, развитие исследовательского подхода.

· Развитие индивидуального творческого потенциала в процессе превращения системы знаний, умений и навыков в эффективный профессиональный инструментарий.

Программа состоит из теоретических и практических занятий, интерактивной и самостоятельной работы, супервизии.

Формы и виды учебных занятий

  1. Теоретические занятия: лекции, беседы, дискуссии.
  2. Практические занятия: выполнение упражнений, моделирование и анализ ролевых ситуаций.
  3. Формы и приемы: индивидуальная и групповая работа, самостоятельная исследовательская и аналитическая работа, рефлексия, мозговой штурм, супервизия.

Система самостоятельной работы

На время прохождения курса слушателям курса предлагается:

· ведение дневниковых записей с целью самопознания, идентификации собственных проблем и переживаний, закрепления навыков позитивного мышления и поиска внутренних и внешних ресурсов

  • работа со специальной литературой
  • выполнение тематических исследовательских и практических заданий

Результаты курса

· Формирование и повышение компетенции в сфере клиент-центрированного подхода в консультировании и психотерапии.

· Формирование навыков, повышающих эффективность консультативной и терапевтической деятельности (способность идентифицировать чувства и эмоциональные состояния, высокий уровень эмпатического понимания, конструктивная психологическая поддержка и другие).

  • Укрепление позитивного мировоззрения и ориентации на принятие решения.

· Овладение эффективными коммуникативными моделями и совершенствование технологии терапевтического интервью.

· Формирование творческого подхода в выборе индивидуальных стратегий консультанта и психотерапевта.

Способы проверки результатов обучения

Проверка результатов обучения осуществляется в процессе интерактивного взаимодействия в группе, в работе с литературой, при выполнении творческих заданий и в показательных учебных консультациях.

По окончании курса слушатели проводят открытую консультацию и проходят супервизию.

Основные темы курса

· Введение в предмет. История становления клиент-центрированного подхода в психологическом консультировании.

· Основные понятия клиент-центрированного подхода: «поле опыта», «самость», «Я»–концепция, «Я»-реальное, «Я»-идеальное, «тенденция к самоактуализации».

  • Терапевтические условия.
  • Терапия, центрированная на чувствах.

· Роль эмпатического понимания и конструктивной психологической поддержки в создании эмоционально безопасных условий для самопознания и самовосприятия клиента.

  • Навыки активного слушания и искусство задавать терапевтические вопросы.
  • Развернутая модель «я-высказывания».
  • Позитивное мировоззрение и основы краткосрочной позитивной психотерапии.
  • Сферы применения клиент-центрированного подхода.

Тематическое содержание

· Карл Роджерс – основатель клиент-центрированной терапии. Краткий исторический экскурс. Основные положения теории Роджерса.

  • Периоды развития клиент-центрированной терапии. Периодизация Харта.
  • Основные направления в современной клиент-центрированной терапии.

· Ключевые понятия: «поле опыта», «самость», «Я»–концепция, «Я»-реальное, «Я»-идеальное, «тенденция к самоактуализации».

  • Преимущества недирективного подхода в конструктивном изменении поведения.
  • Опора на способность клиента к эффективному самовосприятию и самоактуализации.
  • Условия психотерапевтического процесса:
    1) два индивида состоят в контакте;
    2) клиент находится в состоянии неконгруэнтности, являясь ранимым или тревожным;
    3) психотерапевт является конгруэнтным в отношениях;
    4) психотерапевт переживает безусловную положительную оценку по отношению к клиенту;
    5) психотерапевт переживает эмпатическое понимание внутренней системы координат клиента;
    6) клиент переживает, хотя бы в минимальной степени, условия 4-е и 5-е, т. е. безусловную положительную оценку и эмпатическое понимание его психотерапевтом.

· Терапия, центрированная на чувствах: идентификация чувств и эмоциональных состояний, составление «словаря чувств», телесное проявление чувств и эмоций. Чувство – сигнал о фрустрированной потребности. Осознавание потребностей. Воссоединение с чувствами.

· Понятие о безусловном принятии, конгруэнтности, эмпатии и психологическом климате. Эмпатическое понимание и психологическая поддержка. Присоединение, осознавание, чувствование.

· Эффективные коммуникативные стратегии. Развернутая форма «я-высказывания». Технология терапевтического интервью.

· Позитивное мировоззрение и ассертивное поведение. Отношение к проблеме как к ресурсу. Фокусировка на принятии решения.

  • Основы краткосрочной позитивной терапии.
  • Оценка эффективности клиент-центрированного подхода и сферы применения.
  • Итоговое занятие: открытая консультация, супервизия.

Литература:

1. Аллен Е. Айви, Мэри Брэдфорд Айви, Линн Саймек-Даунинг «Консультирование и психотерапия. Сочетание методов , теории и практики.2 тома

2. Ахола Т. Фурман Б. Краткосрочная позитивная психотерапия (Терапия, фокусированная на решении) Пер. Лариной Л.Б. – СПб.: Изд-во «Речь», 2000

3. Ахола Т. Фурман Б. Психологическое консультирование. Беседа, направленная на решение. СПб.: «Речь», 2001

4. Минделл Э. Психотерапия, как духовная практика. М.: Независимая фирма «Класс», 1997

5. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Перс с англ. М, 2004

6. Некрылова Н. Основные направления современной клиент-центрированной психотерапии. Статья опубликована в Журнале практического психолога, 2012 г., №1 (С.81-102)

7. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. – М.: Сфера, 2002 – 510 с.

8. Перлз Ф. Эго, голод, агрессия. Пер. с англ. М.: Смысл, 2002

9. Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001

10. Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 200

11. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: «Прогресс», 1994

12. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Исениной Е.И. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 480 с.

13. Роджерс К. Р. Искусство консультирования и терапии // Пер. с английского О. Кондрашовой, Р. Кучкаровой, Т. Рожковой, Ю. Овчинниковой, Г.Пимочкиной, М.Злотник. – М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002 – 976с

14. Роджерс К. Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Монография. /Пер. с англ. О. Кондрашовой, Р. Кучкаровой – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс , 2000. – 464 с.

15. Рудестам К. Групповая психотерапия М.: Прогресс, 1990

16. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998

17. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 607 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)

18. Цветков Э.А. Досье на человека/Эрнст Цветков. – М.: Астрель: АСТ 2007

19. Энрайт Дж. Позиция слушателя-терапевта// Вестник РАТЭПП N 1-2, 1993

20. Энрайт. Д. Гештальт, ведущий к просветлению. – М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002

Донабор на программу «Клиент-центрированная психотерапия» | Москва, МГППУ, 2012г.

«Клиент-центрированная психотерапия»

Совместная образовательная программа МГППУ и
Сообщества Клиент-центрированных Психологов-консультантов и Психотерапевтов (СКПП).
Программа проходит под научным и методическим руководством ÖGwG (Австрия).

Программа является аналогом системы подготовки психотерапевтов Австрийского научного Общества Клиент-центрированной и Разговорной Психотерапии (ÖGwG). Кураторы программы: профессор Wolfgang KEIL, Sylvia KEIL, Lore KORBEI.

Цель программы – подготовка клиент-центрированных психотерапевтов через освоение принципов действия подхода как знаний, профессиональных навыков и личностных установок клиент-центрированного психотерапевта.

Основные принципы обучения: обучение базируется на опыте самопознания и связанных с ним личностных изменений, имеющих непосредственное значение для самого участника и составляющих основу профессионализма будущего клиент-центрированного психотерапевта. Учебный курс обеспечивает изучение теоретических и праксиологических основ клиент-центрированной психотерапии, а также мониторинг практической работы участников (супервизия).

Организация обучения:
Обучение в закрытой учебной группе (12–16 чел.), продолжительностью 3,5 года (всего 31 блок занятий, 2 скрининга, всего 722 ак.часа). Блоки занятий продолжительностью по 20-26 часов каждый, проходят один week-end (пт., сб. и вс.) ежемесячно.
Для выполнения требований сообщества и получения Сертификата СКПП на протяжении всего периода обучения учащимися выполняются необходимые для подготовки требования по объему индивидуальной учебной терапии, практической работы и супервизии1.

Читать еще:  Обучение мотористов автомобилей

Обучение в закрытой учебной группе включает:

  • Теорию и праксиологию клиент-центрированной психотерапии (более 420 час.)
  • Самопознание в учебной группе (более 200 час.)
  • Супервизия в рамках закрытой учебной группы (более 80 час.)

Для кого:
Программа предназначена для лиц старше 24 лет, имеющих высшее психологическое образование, высшее образование по смежным специальностям (педагогика, медицина, социология).

Вступительное испытание:
Ознакомительное собеседование с преподавателем; участие в предварительном 20-ти часовом спецсеминаре (бесплатно).

Начало программы: сентябрь 2012 г.

По окончании обучения выдается:
Диплом МГППУ государственного образца о профессиональной переподготовке по направлению «Клиент-центрированная психотерапия»
Свидетельство Сообщества Клиент-центрированных Психологов-Консультантов и Психотерапевтов (дающее право членства в организации) – при выполнении требований СКПП*.

Обучение платное.
Стоимость обучения в учебной группе – 9500 руб. в месяц (10 учебных месяцев в году)*. Оплата производится в течение года в три этапа, отдельно оплачивается осенне-зимний семестр (сент. — дек.), январь и весенне-летний семестр (февр. — июнь).

Преподаватели программы: клиент-центрированные психотерапевты (диплом ÖGwG), обучающие тренеры Сообщества Клиент-центрированных Психологов-консультантов и Психотерапевтов

Запись на собеседование и подробная информация:
(495) 258-82-08 (Некрылова Наталья, руководитель программы)
(495) 608-11-07 (факультет психологического консультирования МГППУ)
http://www.pk.mgppu.ru
http://www.ccpp.ru
e-mail: priem@pk.mgppu.ru

Количество статей: 47

Показать остальные статьи Скрыть остальные статьи

Институт Консультативной
Психологии и Консалтинга

Institute of Counselling Psychology and Consulting

Клиент-центрированная психотерапия и человеко-центрированный подход

Программа включает в себя базовый и профессиональный уровни
Программа базового уровня

Предназначена для тех, кто уже имеет высшее образование любого уровня (бакалавр, специалист, дипломированный специалист) по любой специальности и хочет получить углубленное представление о клиентцентрированном подходе.

Основная задача — укоренение в подходе, освоение главных теоретических представлений и, что еще более важно, укоренение в тех установках и практических умениях, которые составляют ядро этого подхода, т.е. безусловное позитивное принятие, эмпатию и конгруэнтность
Объем программы 480 учебных часов (Из них 384 часа теоретического и практического исследования и 96 часов самостоятельной работы). Она реализуется в течение 2 лет в форме двухдневных (суббота и воскресенье) семинаров и одного вечернего занятие раз в месяц; за учебный год проводится 9 семинаров.

В программе будут подробно изучены:
— теория личности, межличностных отношений и психотерапии К. Роджерса и их современные приложения к клиентоцентрированной психотерапии и человекоцентрированному подходу;
— клиентоцентрированная психотерапия и человекоцентрированный подход как психотехнические системы;
— «работа» эмпатии, конгруэнтности и безусловного позитивного принятия;
— современное развитие человекоцентрированного подхода. Применение человекоцентрированного подхода в психотерапии, бизнесе, образовании, медицине, политике, разрешении конфликтов и др.;
— человекоцентрированный подход как культурное движение.
Кроме того, программа включает интенсивную практику
и практикумы:
— группа встреч
— дискуссионный клуб
— групповые доклады
— приглашенные преподаватели
— постоянное партнерство
— демонстрационные сессии Карла Роджерса
— демонстрационные сессии с приглашенным клиентом
— работа в микрогруппах
— «переходящий» клиент
— супервизия случаев
— применение подхода в разных сферах
— ознакомление с разными течениями в рамках человекоцентрированного подхода

Стоимость обучения — 50 000 рублей за семестр (базовый уровень).
Возможна рассрочка платежа.
Начало занятий — октябрь 2019 года.

Программа профессионального уровня

Предназначена для психологов, врачей и социальных работников, имеющих высшее психологическое образование и практический опыт работы. Ступень нацелена на реализацию и оттачивание уже существующей практики людей, которые определились в подходе, а также подготовка к профессиональной сертификации в рамках Российского общества ЧЦП и Европейской ассоциации человекоцентрированных организаций.
Объем программы 700 учебных часов. (Из них 576 часов теоретического и практического исследованиия и 124 часа самостоятельной работы).Она реализуется в течение 3 лет в форме двухдневных (суббота и воскресенье) семинаров один раз в месяц; за учебный год проводится 9 двухдневных семинаров.
Основными формами обучения станут индивидуальные и групповые супервизии практической работы и анализ случаев психотерапевтической работы слушателей; сохранятся и формы работы, в которых проходит обучение на первой ступени,
такие как дискуссионный клуб, групповые доклады, группы встреч, постоянное партнерство, применение человекоцентрированного подхода в разных сферах деятельности, «переходный» клиент, изучение демонстрационных сессий мэтров подхода, обучение с приглашенными отечественными и зарубежными специалистами, работа в микрогруппах.
По окончании обучения происходит защита работы «Описание случая». Кроме того необходимо пройти хотя бы 10 часов личной терапии у сертифицированного ЧЦП-специалиста.
При успешном прохождении программы выдается ДИПЛОМ установленного (государственного) образца о прохождении переподготовки по клиентцентрированной психотерапии и человекоцентрированному подходу в психотерапии и консультировании.

Слушатели также имеют возможность получить СЕРТИФИКАТ WAPCEPC (при прохождении установленного числа часов личной терапии и психотерапевтической работы под супервизией сертифицированного члена сообщества).
Для зачисления в учебную группу нужно пройти анкетирование и собеседование.

Стоимость обучения — 60 000 рублей за семестр (профессиональный уровень).
Возможна рассрочка платежа.
Начало занятий — октябрь 2019 года.

Клиент-центрированный подход: стать лучшей версией себя

Клиент-центрированный подход утверждает, что каждый человек способен найти способ стать лучшей версией себя – при условии, если в этом процессе его будет сопровождать профессионал. Поговорим о клиент-центрированной психотерапии (КЦПТ) Карла Роджерса, а также о родственной ей понимающей психотерапии – методике, разработанной российским терапевтом Федором Ефимовичем Василюком.

В 1951 он изложил свои идеи в книге «Терапия, сфокусированная на клиенте», а позднее развил их в работе «Становление личности» (1961). Параллельно с термином «клиент-центированная терапия» Роджерс использовал понятие «личностно-центрированная терапия» (англ. person-centered therapy), которое подчеркивало, что главной ценностью для метода является личность, а не теоретическая система.

До конца жизни Роджерс продолжал углублять и развивать собственную систему.
Наряду с Виктором Франклом и Абрахамом Маслоу он стал одним из лидеров гуманистического движения в психологии*, которое предполагает особое внимание к переживанию человека, его внутреннему миру, миру его смыслов.

Сеанс клиент-центрированной психотерапии проходит в формате разговора, в котором ведущая роль отведена клиенту. Психолог не вмешивается с советами, не дает рекомендаций. Задача в том, чтобы клиент мог наиболее полно выразить свои эмоции, продвинуться в понимании своей личности, осознании собственных желаний и стремлений.

Все действия терапевта направлены на то, чтобы клиент двигался к достижению собственных целей. Психолог эмпатически поддерживает диалог, отражает, что услышал, проверяет, правильно ли понял сказанное, поощряет выражение чувств. Помимо разговорной составляющей, он обращает внимание на телесный аспект: голос, позу, жесты.

«Если я вижу, что человек говорит одно, а телесно проявляет себя по-другому, я обязательно уточняю, что именно он испытывает. Я не просто слушаю человека, который ко мне пришел. Я доверяю не только словам, но и всей целостности, которую он являет собой.

Терапевт верит и знает, что природное стремление клиента – стремление жить, быть счастливым и развиваться. Наша защита, которая возникает в результате неудач, травм в детском и более позднем возрасте, мешает этому процессу. Человек начинает отказываться от каких-то частей, способностей, переживаний своей личности. Он теряет контакт со своим истинным Я. Задача в том, чтобы вернуть ему это Я в полной мере».

В 1986 году Карл Роджерс приезжает в Москву и проводит 4-дневную группу, посвященную своему методу, в ПИ РАО. Это было знаковое событие: в Советские Союз иностранные психологи мирового масштаба приезжали не чаще раза в десятилетие. Роджерс к тому времени был широко известной фигурой, чья работа оказала сильное влияние на культуру психотерапии в Европе и Америке.

Читать еще:  Обучение дистанционно бесплатно

Федор Ефимович Василюк, молодой талантливый психолог, к тому моменту уже сформулировавший принципы так называемой психологии переживания, попадает в эту группу. Он очень вдохновлен. В течение нескольких лет после семинара он формулирует свой собственный метод психотерапии, в котором объединяет, с одной стороны, недирективную практику Роджерса, а с другой — мощную исследовательскую базу знаменитых советских академических психологов: Леонтьева, Выготского, Гальперина, Лурии.

«Если смотреть с позиции КЦПТ, можно сказать, что понимающая терапия — одно из ее направлений. Если мы смотрим со своей стороны — для нас это самобытный российский метод психотерапии. Мы что-то взяли у Роджерса, но привнесли много своего.

Главное различие — в теории переживания, которую Василюк разработал еще до глубокого знакомства с методом Роджерса. Эта теория детально описывает, что происходит в процессе терапии, на что должен ориентироваться психолог при недирективной работе. Как мы понимаем, что с клиентом в этой недирективности происходит? Как мы можем этому способствовать? У понимающей терапии есть свое представление об этом, оно исходит из теории деятельности*, которая является второй опорой разработки».

«На практике мы видим, что понимающая терапия более эффективна, когда речь идет о смысловой и экзистенциальной проблематике, чем о конкретных симптомах. Например, в методе тяжелее работать, когда речь идет о конкретной фобии, о конкретном эпизоде депрессии, ОКР или зависимости. Есть четкий симптом, проблема с явными границами, клиент настроен на работу именно с ней. Существуют многие другие методы, важная характеристика которых — симптомоориентированность. Понимающая терапия относится к группе процессуально-ориентированных подходов. Она работает с целостной структурой личности клиента, расширяет круг понимания, помогает обрести смыслы. Изменения происходят, но более опосредованно, чем там, где работа с симптомами идет напрямую.

По опыту могу сказать, что понимающая терапия работает лучше с проблемами смысла, потери связи со своими стремлениями и целями. Работа с отношениями, невозможность справляться с эмоциями тоже близки понимающей терапии. Мы стараемся расширить круг смыслов человека за пределы его симптома».

«Человеку становится проще выражать себя. Часто уже пожившие клиенты говорят, что никогда в жизни столько не говорили о себе. Это очень важно. Мы живем во время, когда сложно уделять достаточно времени контакту с собой и близкими людьми, своими ценностями. Иногда кабинет психотерапевта — начало воссоздания такой связи. В процессе развития контакта возникает узнавание, инсайты, понимание собственных желаний. Человек замечает то, чего не замечал раньше. В этом процессе он становится все более целостен и независим.

Потребность в любви и принятии от значимых людей перестает управлять поведением. Это не значит, что человек больше не хочет быть любимым. Но теперь он оценивает свои слова, поступки, поведение, желания исходя из своего внутреннего локуса. Я отношусь к себе, как я. Не пытаюсь примерить на себя чужие надежды, которые возлагают другие люди, общество в целом. Делаю собственный выбор. Безусловно, я могу быть в диалоге с другим, обсуждать, приходить к решениям, к компромиссам. Контакт с собой, своими потребностями, самочувствием позволяет создавать более здоровые, равноправные отношения с другими. Я понимаю, чем готов поделиться без ущерба себе».

«Человек ощущает себя гораздо более субъектным. Он чувствует силы справляться самостоятельно со своими проблемами. Понимающая терапия отдает клиенту авторство своей жизни, веру в то, что он сам может многое. Психолог готов поддерживать его на этом индивидуальном пути. Люди в терапии часто чувствуют себя окрыленными, вдохновленными. В самом деле, у них очень многое получается.

В этом смысле клиент, ожидающий встретить терапевта-эксперта, который расскажет, как правильно, научит всему, может разочароваться. Клиент, который хотел бы, чтобы его приняли, помогли вырасти и почувствовать себя автором своего пути, имеет уверенность: я справляюсь, я иду своей дорогой. Когда я пришел в терапию, я не понимал, чего хочу, как справляться с проблемами. По прошествии времени я понимаю — и в глобальном смысле, и в текущей ситуации я чувствую и знаю, что и как могу делать. Это — авторство, субъектность, внутренняя сила, которую дает терапия».

«Ко мне обратился мужчина с жалобами на неконтролируемые приступы гнева и импульсивное поведение. Он не мог строить карьеру: отношения на работе быстро ухудшались, приходилось увольняться. Личная жизнь тоже не складывалась. Он жил с матерью, дома не задерживались ни мебель, ни техника. В порыве гнева он разбивал все, что видел. На фоне состояния и сопутствующих проблем у него развилась депрессия.

Если говорить о диагностике — это человек с пограничным уровнем организации личности. Попросту говоря, сложный случай. Медикаментозную поддержку он не получал, так как имел предубеждение против психиатрии. Психиатр точно бы ее назначил. Изменения в таких ситуациях происходят очень постепенно, но они происходят. Мы с клиентом медленно, последовательно работали в рамках понимающей терапии больше трех лет. Сразу получилось наладить контакт. Мы обсуждали то, что происходит, я старался поддерживать его субъектно-авторскую позицию в отношении жизни, воодушевлял на то, чтобы он принимал решения, выполнял упражнения, вырабатывал аскетику и самоконтроль. Я служил спутником, практически ничего не привнося. За три года его жизнь очень изменилась, я вижу в этом большую заслугу терапии. Когда мы завершали работу, вспышки еще были, но он уже не кричал на людей, не бил стулья и технику, вполне контролировал свое поведение. За время терапии он познакомился с женщиной, недавно у него была свадьба. В отношениях были сложности, но мы довольно много работали над коммуникацией. Он научился выражать свои чувства, обсуждать их, что помогало предотвращать приступы агрессии. С матерью общение тоже наладилось. По ходу терапии он завел свой маленький бизнес, сейчас занимается им.

Иногда клиент пишет и даже приходит на отдельные сеансы, но это уже пост-терапевтическая стадия. Я очень уважаю его за то, каких результатов у него получилось достичь».

«Бизнесмен среднего возраста пришел ко мне с жалобами на сниженный тонус, плохое настроение, бессонницу, апатию. Бизнес и семейные отношения будто перестали приносить удовольствие.

Мы стали работать в рамках клиент-центрированного подхода, терапия продолжалась больше двух лет. В ходе сессий я помогала клиенту искать и формулировать новые жизненные ценности, переосмысливать старые.

Постепенно он пришел к выводу, что его жизнь подчинена четкому и ограниченному ряду правил, жесткой рутине, которая перестала вдохновлять и не давала реализоваться его творческому началу. Мы выяснили, что в юности у него были музыкальные таланты, которые он не стал развивать, сделав выбор в пользу более практичной сферы деятельности. Долгие годы только функциональная часть его личности получала поощрение и поддержку, тогда как тонкая, чувствительная – игнорировалась.

Энергия и радость от самореализации вернулись тогда, когда он открыл новое направление бизнеса, которое больше отвечало его глубинным ценностям: помогать людям реализовывать их таланты и мечты. Он стал человеком, который способствует росту и развитию других, и это очень его воодушевило. В тот момент, когда он стал лучше слышать и понимать себя, улучшились и его семейные отношения. Возможность принять ценность своих глубинных переживаний, отношений с миром позволила ему лучше понять и своих близких с их неоднозначными чувствами, найти больше точек соприкосновения с ними.

Можно сказать, что клиент заново научился ценить время и эмоции, которые он проживает. Он увидел ресурсность чувств, которые раньше пугали его, начал по-новому выстраивать отношения с окружающим миром. Человек перестал выполнять социальную функцию и начал жить».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector