Sckontakt.ru

Уроки онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как совмещать заочное обучение и работу

Каковы законодательные определения (со ссылками на законодательные акты) понятий направления работников на повышение квалификации по видам: с отрывом от работы, без отрыва от работы, при обучении работника по очной, заочной, очно-заочной формам и новой форме направления работника на повышение квалификации — заочно с применением дистанционных технологий? Как регулируется законодательством направление работника на повышение квалификации заочно с применением дистанционных технологий? Может ли работодатель направить работника на повышение квалификации заочно с применением дистанционных технологий при нахождении работника в очередном оплачиваемом отпуске, в отпуске без сохранения заработной платы и при нахождении на листке временной нетрудоспособности?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Направление работника на дистанционные курсы повышения квалификации в период ежегодного оплачиваемого отпуска, отпуска без сохранения заработной платы, а также в период временной нетрудоспособности работника недопустимо.

Обоснование вывода:
В соответствии со ст.ст. 21, 197 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) работник имеет право на подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами.
Согласно п. 8 части первой ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством РФ. Повышение квалификации медицинских работников проводится не реже одного раза в пять лет в течение всей их трудовой деятельности (п. 4 Порядка. утвержденного приказом Минздрава РФ от 03.08.2012 N 66н (далее — Порядок)).
В силу п. 5 Порядка сроки, формы, содержание и технология повышения квалификации определяются образовательным учреждением, реализующим соответствующую образовательную программу, самостоятельно в соответствии с потребностями заказчика (работодателя).
Пунктом 4 Порядка установлено, что повышение квалификации, профессиональная переподготовка и стажировка работников проводятся главным образом с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения. В соответствии с частью третьей ст. 196 ТК РФ формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
Согласно части пятой ст. 196 ТК РФ работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Стоит отметить, что в ТК РФ урегулирован только случай получения образования с отрывом от работы. Так, в соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за сотрудником сохраняются место работы (должность) и средняя зарплата по основному месту работы (ответ 1 специалистов Роструда с портала «Онлайнинспекция.РФ»).
Нормативного закрепления определения понятия получения образования с отрывом от работы нет. Как правило, под отрывом от работы понимается получение дополнительного профессионального образования, в том числе по программе повышения квалификации, в рабочее время и вне места работы сотрудника (смотрите также ответ 2 специалистов Роструда с портала «Онлайнинспекция.РФ»). В случае же если планируется проведение дистанционного обучения на рабочем месте с периодическим выполнением работником трудовых обязанностей, полагаем, подобный порядок обучения является обучением без отрыва от работы.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон N 273-ФЗ) под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Непрерывное медицинское и фармацевтическое образование (далее — НМО) и является формой получения дополнительного профессионального образования по программе повышения квалификации с применением дистанционных технологий.
Необходимо отметить, что в настоящее время дорабатывается нормативная база системы НМО, которая позволит учитывать различные виды образовательной активности — обучение по дополнительным профессиональным программам, участие в очных образовательных мероприятиях и освоение дистанционных образовательных модулей. Нормативно-правовых актов, обязывающих специалистов вступать в систему НМО через портал непрерывного медицинского образования Минздрава РФ, в настоящее время не существует. До появления соответствующей нормативно-правовой базы участие специалиста в системе НМО является добровольным (смотрите письмо Минздрава РФ от 26 мая 2017 г. N 16-2/2048112)*(1).
Одним из основных прав работника является право на отдых, обеспеченный, в частности, предоставлением отпуска, независимо от его вида, будь то ежегодный оплачиваемый отпуск или отпуск без сохранения заработной платы (ст. 107 ТК РФ). Время отдыха — это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (ст. 106 ТК РФ).
По этой причине направление работника на дистанционные курсы повышения квалификации во время ежегодного оплачиваемого отпуска или отпуска без сохранения заработной платы недопустимо, так как является нарушением предоставленного работнику законом права на отдых. Аналогичного мнения придерживаются специалисты Роструда (ответ 3, ответ 4, ответ 5, ответ 6 с портала «Онлайнинспекция.РФ»).
В период отпуска (ежегодного оплачиваемого и без сохранения заработной платы) работник освобожден от работы, работодатель не вправе отдавать ему какие-либо приказы, в том числе направлять на обучение.
На наш взгляд, чтобы не ограничивать право работника на отдых, направление работника на дистанционные курсы повышения квалификации возможно либо в случае отзыва работника из отпуска (в порядке ст. 125 ТК РФ), либо после использования отпуска работником. При этом следует отметить, что правила об отзыве из отпуска предусмотрены только для ежегодного оплачиваемого отпуска и к отпуску без сохранения заработной платы не применяются. Следовательно, в таком случае работодатель может направить на повышение квалификации только по окончании его отпуска.
В период временной нетрудоспособности работник также считается освобожденным от работы (п. 5 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н). Иными словами, сотрудник, находящийся на больничном, не обязан выполнять требование работодателя о прохождении повышения квалификации, необходимого для дальнейшего осуществления медицинской деятельности.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Вопрос: Как оформить отсутствие медицинского работника во время планового повышения квалификации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2018 г.)
— Вопрос: Работники будут проходить повышение квалификации с отрывом от работы. Повышение квалификации проходит в другой местности (в Москве), но работники будут каждый день возвращаться домой. Повышение квалификации врачей правильнее оформлять как учебный отпуск или как командировку? Какие выплаты работодатель должен произвести работникам в такой ситуации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2017 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бездеткина Дарья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Нормативный документ, определяющий процедуру НМО, находится на стадии разработки (смотрите проект Приказа Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях» (подготовлен Минздравом России 29.01.2016)).

Если работник совмещает работу с обучением

«Отдел кадров бюджетного учреждения», 2009, N 6

Если работник совмещает работу с обучением

Нередко работники совмещают работу с обучением. Таким лицам ТК РФ предоставляет определенные гарантии и компенсации. Наиболее важная — предоставление им работодателем отпуска для прохождения промежуточных аттестаций, защиты выпускной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов. В то же время работодатели часто нарушают эти невыгодные для них нормы.

В данной статье подробно рассмотрим гарантии и компенсации, которые предоставляются работникам, обучающимся в образовательных учреждениях различного уровня, а также ответственность, которую несут работодатели, нарушающие данные нормы.

Случаи и сроки предоставления гарантий и компенсаций

Работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и поступающим в такие образовательные учреждения, гарантии и компенсации предоставляются в порядке, указанном в ст. 173 ТК РФ, а обучающимся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (поступающим в них) — ст. 174 ТК РФ. В частности, работодатель обязан предоставлять дополнительные отпуска с сохранением и без сохранения среднего заработка в зависимости от того, обучаются работники по очной, заочной (очно-заочной) формам обучения или еще только поступают в образовательное учреждение высшего или среднего профессионального образования.

Итак, если работник поступает в образовательное учреждение высшего или среднего профессионального образования, ему предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы в следующих случаях.

Случаи предоставления
дополнительного отпуска без
сохранения среднего заработка

Продолжительность дополнительного
отпуска при поступлении в
образовательное учреждение

высшего
профессионального
образования

среднего
профессионального
образования

Работник допущен к вступительным
испытаниям в соответствующее
образовательное учреждение

15 календарных дней

Читать еще:  Обучение по федеральной программе

10 календарных дней

Сдача выпускных экзаменов
работником, являющимся слушателем
подготовительных отделений
соответствующих образовательных
учреждений

15 календарных дней

10 календарных дней

Работникам, обучающимся по очной форме обучения, совмещающим учебу с работой, дополнительный отпуск предоставляется также без сохранения заработной платы.

Случаи предоставления
дополнительного отпуска без
сохранения среднего заработка
работникам, обучающимся очно

Продолжительность дополнительного
отпуска обучающихся в
образовательном учреждении

высшего
профессионального
образования

среднего
профессионального
образования

Прохождение промежуточной
аттестации работником

15 календарных дней
в учебном году

10 календарных дней
в учебном году

Подготовка и защита выпускной
квалификационной работы и сдача
итоговых государственных
экзаменов

Сдача итоговых государственных
экзаменов

Работникам, обучающимся по заочной или очно-заочной (вечерней) форме, работодатель обязан предоставлять дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. При этом не имеет значения, были ли они направлены на обучение работодателем или поступили в образовательное учреждение самостоятельно. Случаи предоставления и сроки такого отпуска приведем в форме таблицы.

Случаи предоставления
дополнительного отпуска с
сохранением среднего заработка

Продолжительность дополнительного
отпуска обучающихся в
образовательном учреждении

высшего
профессионального
образования

среднего
профессионального
образования

Прохождение промежуточной
аттестации на первом и втором
курсах

По 40 календарных
дней (при освоении
основных
образовательных
программ высшего
профессионального
образования в
сокращенные сроки
на втором курсе —
50 календарных
дней)

По 30 календарных
дней

Прохождение промежуточной
аттестации на третьем и
последующих курсах

По 50 календарных
дней

По 40 календарных
дней

Подготовка и защита выпускной
квалификационной работы и сдача
итоговых государственных
экзаменов

Сдача итоговых государственных
экзаменов

Кроме дополнительного отпуска, работникам, обучающимся по заочной или очно-заочной (вечерней) форме в образовательном учреждении высшего профессионального образования, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения соответствующего учебного заведения и обратно, а обучающимся в образовательном учреждении среднего профессионального образования — 50% стоимости проезда.

Также по желанию работника в период 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов ему может быть сокращена рабочая неделя на 7 часов. По соглашению сторон трудового договора подобное сокращение производится путем предоставления работнику одного свободного от работы дня в неделю или сокращения продолжительности рабочего дня в течение недели. За время освобождения от работы этим работникам выплачивается 50% среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.

Гарантии и компенсации предоставляются и работникам, обучающимся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях начального профессионального образования. В частности, для сдачи экзаменов им предоставляются дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка на 30 календарных дней в течение одного года (ст. 175 ТК РФ).

Тем, кто обучается в имеющих государственную аккредитацию вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, необходимо предоставить дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для сдачи выпускных экзаменов: в IX классе — 9 календарных дней, в XI (XII) классе — 22 календарных дня. Также по желанию этих работников в период учебного года им устанавливается рабочая неделя, сокращенная на один рабочий день или на соответствующее ему количество рабочих часов (при сокращении рабочего дня (смены) в течение недели). За время освобождения от работы им выплачивается 50% среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда (ст. 176 ТК РФ).

Отметим, что указанные выше отпуска предоставляются работникам независимо от организационно-правовой формы образовательного учреждения, однако оно должно иметь государственную аккредитацию. Тем же работникам, которые обучаются в образовательных учреждениях, не имеющих государственной аккредитации, гарантии и компенсации устанавливаются коллективным договором или трудовым договором. То есть в данном случае работодатель вправе не предоставлять дополнительные отпуска и иные гарантии, связанные с обучением работника, предусмотренные ТК РФ.

Если работник обучается одновременно в двух образовательных учреждениях, указанные гарантии и компенсации предоставляются по выбору работника только в связи с обучением в одном из этих образовательных учреждений (ст. 177 ТК РФ).

Внимание! Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые. Гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ, также могут предоставляться работникам, уже имеющим профессиональное образование соответствующего уровня и направленным на обучение работодателем в соответствии с трудовым договором или соглашением об обучении, заключенным между работником и работодателем в письменной форме (ст. 177 ТК РФ).

Вышеуказанные отпуска по соглашению между работником и работодателем могут предоставляться вместе с ежегодными оплачиваемыми отпусками, то есть ежегодный оплачиваемый отпуск может предшествовать учебному или предоставляться сразу после него. При непредоставлении работникам предусмотренных законом отпусков работодатель может быть привлечен к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

Учебный отпуск аспирантов и докторантов

Статьей 19 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ред. от 13.02.2009), действующего в части, не противоречащей ТК РФ, установлено, что аспирантам и докторантам в ряде случаев также установлены дополнительные оплачиваемые отпуска.

Случаи предоставления
дополнительного отпуска с
сохранением среднего заработка

Продолжительность дополнительного
отпуска

Как совмещать учебу и работу: 5 простых советов

Как получить знания, опыт, деньги и не умереть

В современном мире не все могут позволить себе начать искать работу уже с дипломом на руках. По данным сайта HR-портал 70% студентов совмещают учебу с работой. Мы собрали несколько простых советов для тех, кто хочет не просто работать и учиться очно, но и делать это качественно и не в ущерб своему здоровью.

Совет 1. Ищите работу по специальности

Если мы заглянем в раздел «для студентов» на любом сайте по поиску работы, то наткнемся на вакансии барменов, официантов, людей с костюме сосиски и т.д. Все работы хороши, спорить не будем. Но если вы хотите компенсировать потери знаний на учебе, постарайтесь найти работу по специальности. Тогда взамен недополученных знаний, вы обретете нечто гораздо более дорогое — опыт.

Не обращайте внимания на «опыт работы от года», количество требуемых навыков и знание 25 языков. Позиционируйте себя как молодого начинающего специалиста и обязательно найдете работу, откуда начнется ваша карьера.

Обратите внимание на вакансии и подработки, который предлагает ваш вуз. Учебные заведения часто сотрудничают с предприятиями, куда отправляют студентов на практику. Кстати, устроиться на работу после прохождения практики или стажировки — отличный вариант.

Совет 2. Выбирайте удобный график и не забывайте про логистику

Пожалуй, самый банальный совет из этой подборки. В зависимости от получаемой специальности и расписания, вы можете выбрать удаленную работу, гибкий график, неполный рабочий день и т.д. Всегда внимательно смотрите на условия в вакансии и не забудьте уточнить их на собеседовании!

Если вы будете работать не удаленно, обратите внимание на то, где находится ваше потенциальное рабочее место. Гораздо удобнее будет совмещать работу с учебой, если они и ваш дом находятся недалеко друг от друга. Идеала добиться будет трудно, но постараться можно.

Совет 3. Устраивайтесь на работу на каникулах

На новом рабочем месте вам понадобится время, чтобы понять рабочие обязанности, влиться в коллектив и найти шкафчик с кофе и печеньками. Как правило, первый месяц — самый трудный. Поэтому идеальное время, чтобы утроиться на работу — лето.

Кстати, тогда ваш отпуск скорее всего будет приходится на сессию, что тоже облегчит вам жизнь.

Совет 4. Правильно расставляйте приоритеты

Осторожно, этот трюк выполнен не перфекционистами!

Внимательно изучите свое расписание и подумайте, от каких пар (или даже учебных дней) можете отказаться. В каждом вузе есть бесполезные пары, на которые студенты ходят только чтобы пообщаться с друзьями или не схватить н-ку.

Если же у вас гибкий график и вы ставите себе смены сами, просто старайтесь постарайтесь сделать так, чтобы не пропускать все пары одного предмета подряд — равномерно распределите работу по учебным дням так, чтобы минимизировать потери.

Совет 5. Разделяй и властвуй

Нет, просто разделяйте. Не стоит работать на учебе или учиться на работе. Или учиться и работать, когда нужно спать. Пожалейте свой организм и постарайтесь выстроить рабочий и учебный графики так, чтобы хватало времени на сон.

О чём следует помнить, если вы собираетесь совмещать учёбу и работу

О том, как одновременно учиться, работать и при этом не сойти с ума.

Никого не удивишь тем фактом, что студенты-старшекурсники совмещают работу с учёбой на дневном отделении. Иногда этот выбор продиктован необходимостью: вам нужно самостоятельно оплачивать своё обучение или финансово помогать семье. Но чаще всего ребята просто хотят, чтобы их считали взрослыми, и не желают спрашивать у родителей деньги на карманные расходы.

Не важна причина, по которой вы решили начать работать, не окончив университет, важно одно: вы должны успешно справляться как с работой, так и с учёбой, и самое главное — одно не должно мешать другому.

Читать еще:  Программа обучения повышения квалификации

Сегодня мы поговорим о том, что следует помнить, если вы собираетесь совмещать учёбу и работу.

Если вы пока не нашли работу

Могу поспорить, что даже если вы всерьёз никогда не задумывались о поиске работы, то всё равно пару раз бросали такую фразу в разговоре с однокурсниками или друзьями: «Вот собираюсь работу найти», «В университете одна теория, пора подыскивать работу и заниматься практикой», «Уже работать хочу, надоел этот универ», «Работать пойду, там хоть деньги платят» — формулировки могут быть различными, но суть всегда одна и та же.

Возможно, вы и не хотели всерьёз искать работу, вам просто хотелось показать себя крутым и взрослым человеком, который уже задумывается о профессиональной самореализации.

Но вот вы всё-таки решили отставить в сторону пустые разговоры и занялись поиском работы всерьёз. Итак, с чего начать.

Не ищите работу из категории «для студентов»

Когда я заглядываю в раздел «Работа для студентов», мне становится более чем грустно. Официанты и промоутеры — вот на какие должности, по мнению работодателей, могут претендовать учащиеся вузов.

Вы учитесь в высшем учебном заведении, вы получаете специальность, которая (очень хочется в это верить) вам нравится и по которой вы собираетесь дальше работать и строить карьеру. Так зачем же отнимать у себя драгоценное время, занимаясь совершенно посторонней деятельностью? Постарайтесь найти работу по специальности.

Вам будет казаться, что вы ничего не умеете, ничего не знаете, неконкурентоспособны и вообще вам ещё рано метить так высоко. Это чувство неуверенности в себе и собственных способностях вам стоит задушить на самом корню, иначе проживёте с ним всю жизнь — и в студенческие годы, и после того, как окончите университет.

Дерзайте и замахивайтесь на большее. Учитесь на юриста, журналиста, бухгалтера и т. д.? Самое время, чтобы начать постигать азы профессии на практике. Смело ищите вакансии в своей профессиональной области, и пусть вас не смущает бесконечное количество требуемых навыков и строчки «обязательно высшее профильное образование» и «опыт работы на аналогичной позиции от одного года». Про опыт работы — это как в известном анекдоте:

Чтобы устроиться на работу, нужно иметь опыт работы. А чтобы получить опыт работы, нужно работать. Никак не могу решить, с чего же мне начать.

А насчёт требований — они в большинстве случаев завышены, так что не спешите сдаваться, не успев даже начать. Конечно, не стоит врать работодателю, наделяя себя мифическими навыками и способностями, которых у вас нет, но вот показать себя молодым начинающим специалистом, который готов многому научиться — это уже совсем другое дело.

Не отказывайтесь от рабочих шансов, которые выпадут вам в университете

И нет, я имею в виду не работу в университете в качестве лаборанта (хотя иногда это очень хороший вариант).

В университете вы будете проходить практику на предприятиях, начиная с младших курсов, и если вы хорошо себя покажете, то, возможно, вас пригласят на работу. Не спешите отказываться.

Очень часто бывают возможности устроиться на работу «по протекции». Иногда сами предприятия отправляют в университет запрос с просьбой посоветовать талантливых ребят, а иногда пятикурсники подыскивают кого-нибудь из студентов на своё место, так как переезжают в другой город или просто хотят сменить место работы.

Помните, что это хороший шанс, а упускать хорошие шансы — это глупо.

Устраивайтесь на работу летом

Первый рабочий месяц будет для вас одним из самых сложных. Во-первых, вам нужно освоиться и влиться в коллектив. Во-вторых, вникнуть во все свои рабочие обязанности. Летом у вас нет пар, экзаменов, зачётов и прочих учебных дел, так что вы можете полностью посвятить своё время работе.

Так что, если есть возможность, старайтесь устроиться на работу летом. Так вы сэкономите кучу собственных нервов, которые, несомненно, понадобятся вам осенью, когда к рабочему прибавится ещё и учебный фронт.

Если вы уже устроились на работу

Первое и самое главное — не жалуйтесь

Вы будете собой гордиться. И, конечно же, иногда вам захочется, чтобы вас пожалели.

Мы любим жаловаться, и в этом нет ничего плохого. Иногда нам это просто необходимо. Но в данном случае, когда вы жалуетесь на то, что вы «устали совмещать работу и учёбу, вам безумно тяжело, не хватает времени на личную жизнь и так хочется послать всё к чертям», задумайтесь на минуточку: вы действительно хотите, чтобы вас пожалели?

Вы хотите, чтобы вам сказали что-нибудь вроде: «Ах ты, бедненький, и учишься, и работаешь! Наверное, тяжело тебе приходится, времени свободного совсем нет?». Могу поспорить, что совсем не этого вы хотели. Вы мечтали услышать: «Слушай, какой ты молодец, всё успеваешь и успешно со всем справляешься! Я тобой горжусь / я тебе завидую белой завистью» и т. д.

На самом деле вы хотите не жалости, а похвалы.

Вот какова ваша истинная цель. Вы хотите, чтобы люди признали ваши достижения, вы гордитесь собой и хотите, чтобы другие тоже гордились вами.

Конечно, нам это кажется странным: подойти к человеку и сказать, что вот я сейчас буду рассказывать тебе, какой я молодец, а ты меня похвали. Но попробуйте хотя бы один раз, и вам это перестанет казаться нескромным и необычным.

Все мы хотим, чтобы другие признавали наши достижения, видели то, чего мы достигли, и в этом совершенно нет ничего зазорного.

Расставляйте приоритеты

Я устроилась на первую работу летом, после того как закончила третий курс. Я хорошо училась, редко пропускала занятия и не собиралась опускать планку и дальше. Учёба всегда была в приоритете, я никогда об этом не думала, но всегда знала, что если мне однажды придётся выбирать между учёбой и работой, то я всегда выберу первое.

Это был мой выбор, хотя я знаю десяток ребят, которые бросали учёбу на старших курсах ради работы.

Вы должны с самого начала понимать, что для вас важнее и от чего вы откажетесь, если обстоятельства вынудят вас сделать выбор.

Планируйте своё время

Мне во многом повезло: на первой работе у меня был свободный график, не было необходимости находиться в офисе ежедневно с 9:00 до 17:00.

Не считая, конечно, одного: несмотря на свободный график, я должна была выполнять всю свою работу вовремя. Я никогда не считала себя гиперответственным человеком, но всегда знала, что не смогу не выполнить задание в срок, и неважно, какое оно: рабочее или учебное.

Очень часто работа и учёба играли в перетягивание каната, и получалось что-то вроде этого:

И после пары недель в роли зомби, который засыпает в 3:30, а встаёт в 6:30, вывод можно сделать только один:

Я сова, и мне совсем не сложно было заниматься рабочими и учебными делами по ночам, вот только вставать по утрам было, мягко скажем, тяжеловато. После того как я несколько раз благополучно проспала, просто потому что обессиленный организм наотрез отказывался реагировать на звук будильника, я поняла, что нужно что-то менять.

Помните, что здоровье (как физическое, так и психическое) — это один из наших ценнейших невосполнимых ресурсов, и если вы его угробите, то вам уже будет не до работы и не до учёбы. Поставьте себе самому дедлайн: после 23:30 только отдых и никакой учёбы и работы.

Поначалу вам будет сложно успевать завершать все дела к определённому сроку, но со временем (у меня на это ушло около двух недель) вы привыкнете и останетесь в выигрыше: вы будете нормально высыпаться и отдыхать и при этом не забивать ни на рабочие, ни на учебные таски.

Стоит ли рассказывать на работе о том, что вы студент, а на учёбе о том, что вы работаете

Сообщить своему работодателю о том, что вы студент, безусловно, стоит. Помните, что на учёбе у вас случаются сессии, серьёзные пары, которые не прогуляешь, или какие-либо ответственные мероприятия, то есть в любом случае будут такие моменты, когда вам нужно будет присутствовать в университете в рабочее время. Не забывайте, что часто вы не просто работаете в коллективе — вы работаете в команде, где ошибка или пофигизм одного может свести на нет все усилия и достижения другого.

А вот сообщать на учёбе о том, что вы работаете, стоит не всегда.

Многие преподаватели негативно относятся к вторичной занятости студентов, считая, что она будет отрицательно сказываться на учёбе. Другое мнение часто бывает у преподавателей-практиков, которые работают на предприятии и пару раз в неделю ведут у вас профильные дисциплины. У таких преподавателей можно спокойно отпроситься с пары, а потом закрыть пропуски дополнительными выступлениями, докладами и т. д.

Читать еще:  Snta дистанционное обучение

Вы знаете нравы своих преподавателей, поэтому, прежде чем во всеуслышание объявлять о том, что вы работаете, подумайте, а не выйдет ли это вам потом боком.

Про отпуск

Старайтесь брать отпуск на сессию, если чувствуете, что она обещает быть кровопролитной. Обложившись книжками, конспектами и планшетами, пытаясь вбить в бедную голову тонну информации, вы отодвинете работу даже не на второй, а на какой-нибудь четвёртый план и потом не разгребёте все образовавшиеся завалы.

Про выходные

Кто-то когда-то сказал, что «праздники мы устраиваем себе сами». То же самое можно сказать и про выходные.

У каждого из нас бывают такие моменты, когда мы понимаем, что нам всё надоело, мы ничего не хотим и нам нужно отдохнуть. Игнорирование таких порывов грозит апатией и депрессией, так что не слишком увлекайтесь выходными не по календарю, но устраивайте их себе, когда чувствуете в этом острую необходимость: возьмите отгул на работе и прогуляйте учёбу. Свободное время проведите так, как вам хочется: поспите, погуляйте или займитесь тем, что вам нравится.

После такого внепланового выходного вы наберётесь сил и сможете работать и учиться более продуктивно.

Не бойтесь просить помощи у коллег

В этом нет ничего постыдного. Хорошо, если вы работаете в отделе, а не самостоятельным, единственным и незаменимым специалистом. Хотя в любом случае помните, что выход можно найти всегда. И по секрету: многие люди любят помогать другим, так они чувствуют свою важность и полезность.

Забывайте об учёбе на работе, а на работе — об учёбе

Как только вы переступили порог рабочего кабинета, вы перестали быть Ивановым из X-41 и Петровой из Y-52. Вы сотрудник, который работает в компании. Как только вы оказались в университете, вы перестали быть сотрудником и стали студентом.

Не стоит на учёбе нервничать из-за работы и пытаться за 10-минутную перемену провести деловые переговоры. Не стоит на работе изводить себя учебными проблемами. Всему своё место и своё время.

Отдыхайте на работе от учёбы, а на учёбе — от работы.

Помните, что можете остановиться в любой момент

Вы не подписывали трудовой договор кровью. Вас никто не приковывал цепями к парте в университете. Это ваша жизнь, и в ваших силах в любой момент отказаться от всего, что считаете ненужным.

Совмещали/совмещаете ли вы работу и учёбу? Поделитесь опытом в комментариях.

Заочное идеальное обучение для работающих. Или не идеальное?

Ежегодно на рынке труда появляются новые специальности, поэтому высшее образование, скорее всего, потребность, а не дань моде. Если раньше в вузах можно было встретить лишь выпускников школ, то сейчас учебные заведения все чаще атакуют их родители. Большинство «взрослых» студентов стремится получить высшее образование заочно. Одни пытаются совершенствовать ранее полученные знание, другие решаются на кардинальную смену профессии.

Особенности «заочки»

Несколько слов о том, как проходит заочное обучение для получения высшего образования.

Первый этап – это установочная сессия. Несколько дней студенты знакомятся с учебным планом, прослушивают курс лекций, получают задания и список необходимой литературы.

Второй этап – самостоятельное обучение, выполнение контрольных и курсовых работ, подготовка к сдаче экзаменов.

Третий этап – сессия. В этот период студенты посещают лекции, лабораторные и практические занятия, сдают зачеты и экзамены.

Далее второй и третий этапы чередуются до конца учебы. В завершение обучения проходит защита дипломной работы и сдача государственных экзаменов.

Результаты ЭГЕ для получения высшего образования на заочной форме обучения работающим специалистам, имеющим дипломы о среднем специальном или высшем образовании, не потребуются. Абитуриентам придется сдать вступительные экзамены. Продолжительность учебы длится от 3 до 6 лет, зависит от наличия ранее полученного образования и учебной программы. Студенты-заочники не могут рассчитывать на получение стипендии. Обычно руководители предприятий идут на встречу учащимся, предоставляя им оплачиваемый отпуск.

Заочное образование – мода или необходимость?

Чаще всего работающие специалисты, не имеющие профильного образования, стремятся поступить в высшие учебные заведения. Кто-то стремится получить первый диплом, кому-то крайне важно повысить квалификацию или же приобрести второе высшее образование, полностью сменив специализацию.

Итак, кто сегодня из работающих чаще всего поступает на «заочку»?

  1. Среди поступающих в вузы много специалистов, которые получили свой первый диплом по настоянию родителей или попросту ошиблись в выборе профессии. Эта группа людей готова самостоятельно оплачивать обучение, лишь бы заняться наконец любимым делом и добиться желаемого результата.
  2. Есть такие, которые понимают, что для продвижения по карьерной лестнице, необходимо постоянно совершенствоваться, развиваться, поднимать квалификацию. Самыми востребованными специальностями считаются финансы, менеджмент, юриспруденция, реклама, психология.
  3. Можно встретить состоявшихся специалистов, мечтающих расширить область своей деятельности. Например, множество фармацевтов и врачей мечтают открыть собственный бизнес в виде сети аптек. Без дополнительного высшего образования сделать это самостоятельно будет достаточно сложно.
  4. Больше половины «взрослых» студентов – это люди, решившие радикально сменить профессию. Каждый год на рынке труда появляются новые интересные специальности: фрилансер, копирайтер, специалисты по продвижению сайтов, коммерческие логисты и пр. Чтобы занять достойное место в семье такого рода специалистов, одного желания мало. Важно пройти необходимый курс обучения в высшем учебном заведении.

Среди желающих снова сесть за парту много немолодых, любознательных, не обремененных семьей людей. И правда, дети выросли, стали самостоятельными, почему бы не потратить свободное время на что-то новое и интересное.

«Заочка» работе не помеха

Почему же работающие выбирают заочную форму обучения, ведь учебную программу всегда лучше осваивать с преподавателями?

  • Зачастую неблагоприятное финансовое состояние молодежи не позволяет учиться на дневном отделении. Заочная форма обучения позволяет одновременно работать и учиться, при этом самостоятельно оплачивать получение образования.
  • Наличие постоянной работы у состоявшихся специалистов не позволяет обучаться на очном отделении. Чтобы идти в ногу со временем, повысить свою квалификацию они выбирают заочную форму обучения.
  • «Заочка» идеально подходит для желающих кардинально сменить профессию.
  • Стоимость заочного обучения в несколько раз ниже очного.
  • Как правило поступить на заочное отделение проще, так как конкурс гораздо меньше.
  • Человек сам составляет график обучения, планирует занятия, работу с учебным материалом.
  • У жителей небольших населенных пунктов появляется возможность обучаться в столице, других больших городах.
  • В последнее время особой популярностью пользуется обучение за границей. Конечно, получение иностранного диплома обойдется дороже, тем не менее для многих работающих специалистов появляется возможность побывать в другой стране.
  • Отсутствие ограничений по возрасту открывает возможность получить первое, второе образование, пройти переквалификацию «взрослым» студентам.

Отрицательные стороны также имеются.

Во-первых, заочникам сложнее готовиться к сессии, ведь работающий человек должен после работы постараться найти время заняться учебой. Это под силу только очень целеустремленным, ответственным и трудолюбивым людям. Как показывает практика, совмещать работу, семью и учебу очень сложно.

Во-вторых, обучение на заочном отделении длится на год больше.

В-третьих, не всеми специальностями можно овладеть заочно.

Заочное образование: мифы и реальность

Итак, вы выбираете заочную форму учебы. Так ли все плохо или же «заочка», как форма обучения, имеет право на существование?

  1. Утверждение, что такая учеба всегда платная, не всегда верно. В нашей стране есть учебные заведения, которые выделяют несколько бюджетных мест. Правда, проходной бал должен быть достаточно высоким (189 и выше). Кроме того, за учебу может платить предприятие. В данном случае с последним придется подписать договор, согласно которому выпускник обязуется отработать на предприятии некоторое время.
  2. Многие все еще не доверяют заочному образованию, считая полученные знания недостаточными и поверхностными. Это неправда. Учебный план обеих форм предполагает изучение одних и тех же дисциплин. Правда, количество образовательных часов «заочки» меньше.
  3. Если считаете, что учиться заочно не нужно, вы заблуждаетесь. На самом деле объем информации настолько большой, что придется приложить максимум усилий для изучения учебного материала. Контрольные задания должны сдаваться на проверку вовремя.
  4. Не стоит рассчитывать на поблажки от преподавателей, ведь последние стремятся максимально качественно подготовить студента-заочника к защите диплома и сдаче государственных экзаменов.
  5. Отсутствие практики никак не отразится на качестве образования, так как заочники обычно уже работают по специальности.

Большинство современных заочников учится не ради «корочки». С некоторых пор это поняли и работодатели, которые скорее обратят внимание на престижность вуза, а не на форму обучения. Считаете себя человеком неленивым и целеустремленным, «заочка» подойдет вам идеально. Одновременно с зарабатыванием стажа, практически готовый специалист сможет повысить свою квалификацию, занять руководящую должность, не бояться конкуренции со стороны всезнающей молодежи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector