Sckontakt.ru

Уроки онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формы обучения в вузах россии

Справочник абитуриента

  • Обучение в вузе
  • Формы обучения
  • Стипендия в вузе
  • Отсрочка от армии
  • Платное обучение
  • Сколько стоит обучение в вузе
  • Образовательный кредит

Формы обучения

Традиционные формы обучения (очная и заочная) сегодня существуют параллельно с относительно новыми – очно-заочной и дистанционной. Чем же отличаются друг от друга формы обучения в вузе?

Очная форма обучения

Очная форма обучения — это самый распространенный способ получения высшего образования. Форма обучения дневная подразумевает, что студент каждый день (за исключением выходных) посещает семинары и лекции в течение семестра, а затем сдает соответствующие экзамены. Студенты очной формы обучения могут учиться на бюджете и получать стипендию, а могут поступить и на платную форму обучения. Что значит очная форма обучения для юношей? Для них учеба на дневном отделении позволяет получить отсрочку от армии.

Очно-заочная форма обучения

Очно-заочная форма обучения подойдет для тех, кто хочет получать образование и при этом не увольняться с работы. Занятия проходят в выходные дни или в вечернее время, которые, соответственно, принято называть «группа выходного дня» или «вечернее обучение».

Вечерняя форма обучения подразумевает, что не только обучение, но и экзамены сдаются в нерабочее время. Нередко при вечернем обучении занятия проводятся не каждый день, а, например, 3 раза в неделю по 3 пары.

Что значит форма обучения в группе выходного дня? Занятия и экзамены проходят именно в выходные дни, что удобно для занятых на работе семейных людей. Учиться так довольно тяжело, зато качество этой формы обучения в институте выше, чем, к примеру, на заочном отделении, ведь студенты контактируют с преподавателем напрямую.

Заочная форма обучения

Заочная форма обучения — это довольно самостоятельный способ учебы. Прием на заочную форму обучения подразумевает, что студент приезжает на установочную сессию, получает задание и список литературы, самостоятельно готовится в течение определенного времени и затем сдает экзамены преподавателю. Специальности заочной формы обучения могут быть самые разные, но вне зависимости от этого, сессия будет проходить два раза в год.

Многие работодатели считают, что заочная форма обучения в вузе не отличается качеством образования, поэтому часто ее выбирают для получения второго высшего образования.

Дистанционная форма обучения, которая считается разновидностью заочной формы обучения, подразумевает, что студент с преподавателем общается с помощью сервисов сети Интернет: специализированных систем дистанционного обучения, электронной почты, чатов, видео-конференций и т.д. Основное преимущество такой формы обучения в том, что дистанционно получить образование могут жители любых городов, не выезжая из дома. Кроме того, можно получить диплом вуза Москвы из любого субъекта России. Приверженцев этой формы обучения с каждым годом становится все больше.

Очная и заочная форма обучения, так же, как и очно-заочная форма обучения, могут быть как бесплатными (выделяются бюджетные места), так и платными.

Понятие «сокращенная форма обучения» законодательно не предусмотрено, однако многие вузы идут навстречу студентам и после первой сессии, при условии успешной ее сдачи, могут перевести на следующий курс. Поэтому по факту и очно, и заочно, сокращенная форма обучения существует.

Международный институт экономики и права (МИЭП)

Узнай о преимуществах уникальной методики обучения в МИЭП!

Формы обучения в вузах россии

Формы получения образования и формы обучения в РФ регламентируются статьей 17 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с этой статьей Закона об образовании:

в РФ образование может быть получено:

в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования);

обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме;

обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона об образовании промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения;

формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются:

соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), образовательными стандартами;

формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются:

организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

Статья 17 «Формы получения образования и формы обучения» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации»

Формы обучения в РФ

Таким образом в РФ существуют следующие формы обучения:

Во время очного обучения — все занятия проходят непосредственно в зданиях учебного заведения.

При очно – заочном обучении — большая часть времени отдается самостоятельному изучению предметов.

Заочное обучение — 30 процентов времени учёба в вузе, а 70 — самостоятельное изучение материалов в соответствии с разработанным планом.

Основу дистанционного обучения — составляет онлайн – обучение: лекции, семинары, общение студентов и преподавателей проходит по системам видеосвязи.

Сетевая форма обучения — обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных.

Уровни образования в РФ

Уровни образования в РФ регламентируются статьей 10 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с этой статьей Закона об образовании:

образование подразделяется:

на общее образование,

Читать еще:  Мба обучение что это

дополнительное образование и

профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование);

общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования;

в РФ устанавливаются следующие уровни общего образования:

начальное общее образование;

основное общее образование;

среднее общее образование;

в РФ устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

среднее профессиональное образование;

высшее образование — бакалавриат;

высшее образование — специалитет, магистратура;

высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации;

дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как:

дополнительное образование детей и взрослых и

дополнительное профессиональное образование.

Таким образом система образования в РФ создает условия для непрерывного образования посредством:

реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ,

предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также

учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

ГАРАНТ:

Об обучении в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по образовательным программам бакалавриата, программам подготовки специалиста и программам магистратуры соответствующих уровней высшего профессионального образования см. пункты 2-6 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ

Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения

1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуются по уровням.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования:

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр» — бакалавриат;

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «специалист» или квалификации (степени) «магистр» — подготовка специалиста или магистратура.

Информация об изменениях:

Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.

4. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения составляют:

для получения квалификации (степени) «бакалавр» — четыре года;

для получения квалификации (степени) «специалист» — не менее пяти лет;

для получения квалификации (степени) «магистр» — два года.

Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым могут быть установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры), устанавливается Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Условия освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки, утвержденные приказом Минобразования РФ 13 мая 2002 г. N 1725

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ в пункт 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

5. Лица, получившие документы государственного образца о соответствующем уровне высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр», имеют право продолжить на конкурсной основе обучение по образовательной программе высшего профессионального образования — программе магистратуры.

Получение образования по следующим образовательным программам высшего профессионального образования рассматривается как получение второго высшего профессионального образования:

по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста — лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра;

по программам магистратуры — лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра, если иное не установлено федеральными законами.

Информация об изменениях:

7. Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего уровня в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является условием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, условием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.

Квалификация (степень) «бакалавр», квалификация (степень) «специалист», квалификация (степень) «магистр» при поступлении на работу дают гражданину право претендовать на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование, если иное не установлено федеральными законами.

Занятие должностей государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 8 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

8. Основные образовательные программы высшего профессионального образования обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

ГАРАНТ:

См. перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. N 1473

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 февраля 2009 г. N 18-ФЗ в пункт 9 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

9. Экстернат — самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию.

Положение об экстернате утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

ГАРАНТ:

См. Положение об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования РФ от 14 октября 1997 г. N 2033

Читать еще:  Обучение фитнес инструкторов москва с трудоустройством

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 июня 2011 г. N 144-ФЗ в пункт 10 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

10. Лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и государственную (итоговую) аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона

ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ

  • Частное образование
  • Доп. развитие

Правила получения образования в высшем учебном заведении (вузе) не ограничиваются только дневной формой обучения. Какой вариант образования выбрать? Перед решением этого вопроса ознакомьтесь с доступными вариантами и выберите наиболее удобный для Вас. В этом материале какие бывают формы обучения, для кого подходит каждая из них и их особенности.

◑ Виды получения образования в вузах. Их особенности.

Способы и формы получения образования на территории России регулируются Федеральным Законом об образовании 273ФЗ.

На данной схеме Вы видите основные, регламентирующиеся законом формы получения образования и формы обучения.

Примечание:

В настоящее время идет активное развитие и других форм получения образования, таких как дистанционное, группы выходного дня и др. (см. ниже)

Очное обучение — дневное, основная форма обучения в вузе.

Это классическая форма образования. Она предполагает обязательное каждодневное посещение лекций, практических занятий, лабораторных работ. Как правило, учебная неделя пятидневная, редко шестидневная, в зависимости от расписания.

Занятия делятся на два типа: лекции (студенты получают теоретический материал), семинары (практические занятия). Обучение на очной форме может быть бюджетным или коммерческим.

В государственных образовательных учреждениях активно внедряют внебюджетное очное обучение.

В соответствии с ФЗ «Об образовании» внебюджетная деятельность вуза, школы и иного образовательного учреждения может иметь характер коммерческой. Но только если такого рода активности соответствуют уставу организации, то есть обеспечивают достижение основных целей деятельности. Внебюджетная деятельность вузов и школ это — оказание платных услуг по обучению.

Стоимость таких услуг зависит от специальности и имиджа образовательного учреждения.

Группа выходного дня — как форма обучения в вузе.

Сравнительно малоизвестная форма получения высшего образования.

Она предполагает обязательное посещение лекций, практических занятий, лабораторных работ один раз в неделю, как правило по субботам.

Т.к. все занятия проходят один раз в неделю это позволяет работающим гражданам получать высшее образование не прерывая свою работу.

Занятия делятся на два типа: лекции (студенты получают теоретический материал), семинары (практические занятия). Обучение на группе выходного дня, как правило коммерческое.

Данная форма обучения практикуется как в государственных так и в частных образовательных учреждениях.

Стоимость зависит от специальности и имиджа образовательного учреждения.

Заочное обучение — популярная форма обучения в вузе.

Возникшее еще во времена СССР заочная форма образования изначально предназначалась для работающих граждан, желающих получить образование.

Оно предполагает обязательное посещение лекций, практических занятий, лабораторных работ два раза в год в течении двух недель.

Обычно делится на зимнюю и летнюю сессии, конец декабря и конец мая.

Занятия делятся на два типа: лекции (студенты получают теоретический материал), семинары (практические занятия).

В нестоящее время бесплатного образования по этой форме нет (за счет бюджета).

На время сдачи сессии предоставляется справка вызов на сессию. Стоимость зависит от специальности и имиджа образовательного учреждения.

Структура образования в России

Дистанционное обучение — новая форма обучения в вузе.

Сравнительно недавно на рынке образовательных услуг появился новый вариант получения высшего и иного образования — дистанционное образование.

Особенностью данного вида образования является наличие у студента доступа в интернет и персонального компьютера, с помощью которого и происходит сам процесс обучения.

Оно предполагает самостоятельное изучение лекций, практических занятий, лабораторных работ.

Обычно делится на зимнюю и летнюю сессии, конец декабря и конец мая. Проводится с применением интернет технологий с использованием специальных обучающих программ.

Все зачеты и экзамены сдаются исключительно в электронном виде (удаленно), подходит для студентов проживающих вдали от крупных городов, с плотным рабочим графиком.

Обучение на дистанционной форме не может быть бюджетным. В государственных и частных образовательных учреждениях такую форму обучения выбирают студенты с плавающим графиком работы. Стоимость зависит от специальности и имиджа образовательного учреждения.

Вечернее обучение — популярная форма обучения в институте.

Наиболее популярный вид образования, не требующий полностью свободного дня.

Предполагает обязательное посещение лекций, практических занятий, лабораторных работ два — три раза неделю по вечерам в рабочие дни.

Занятия делятся на два типа: лекции (студенты получают теоретический материал), семинары (практические занятия). Обучение на вечерней форме не может быть бюджетным. В государственных и частных образовательных учреждениях такую форму обучения выбирают студенты с возможностью использовать свободное время по вечерам. На время сдачи сессии предоставляется справка вызов на сессию. Стоимость зависит от специальности и имиджа образовательного учреждения.

Гид по формам обучения в России: что подойдёт вашему ребёнку

Раскладываем всё по полочкам и объясняем, чем заочка отличается от хоумскулинга, а онлайн-школы от дистанционного образования. Какие бывают формы обучения в школах России?

2 формы получения образования

Основное общее образование в нашей стране является обязательным. Каждый гражданин должен окончить хотя бы 9 классов.

Какие формы обучения существуют в России? Выделяется две формы получения образования (статья 17 Федерального закона «Об образовании»):

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, попросту — в школах;
  • вне таких организаций.
Читать еще:  Обучение по техносферной безопасности 256 часов

5 форм обучения

В школах обучение осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

Вне образовательных учреждений обучение происходит в форме семейного образования (с 1 по 9 класс) и самообразования (10–11 классы).

Рассмотрим каждый тип обучения подробнее.

Получение образования в организации

В государственных или традиционных частных школах можно выбрать одну из трёх форм обучения.

Очное обучение

Ребёнок пять-шесть дней в неделю ходит в школу, подчиняется её расписанию, регулярно получает оценки и аттестуется. На юридическом языке это называется «находиться в контингенте образовательной организации».

В идеале школьник, как промокашка, впитывает знания и мудрость учителя, а на переменах весело проводит время с одноклассниками. В жизни многие родители недовольны качеством школьного образования, а дети сталкиваются с буллингом.

Очная форма подойдёт, если:
  • ребёнку нравится ходить в школу, он не мыслит себя без своего класса;
  • вы не можете уделять образованию ребёнка много времени и ресурсов;
  • ребёнок не привык к дисциплине и нуждается в жёстких рамках извне.

Вариацией очного является надомное обучение. Его организуют для детей, которые из-за болезни не могут посещать занятия в стенах школы. Обратите внимание: вариацией, но не самостоятельной формой обучения.

Очно-заочное обучение

Ребёнок зачислен в школу, но ходит туда несколько раз в неделю или реже, чтобы сдать и получить домашние задания. При этом аттестовываться он обязан вместе с классом: если сегодня пишут контрольную, надо присутствовать.

Школы переводят детей на очно-заочное обучение неохотно и довольно редко. Во-первых, из-за лишних хлопот для учителей, а во-вторых, дабы не создавать прецедентов. «Почему Петрову можно не ходить в школу, а мне нельзя?!»

Очно-заочная форма подойдёт, если:
  • ребёнок легко по учебникам, без помощи педагогов, осваивает программу;
  • вы хотите, чтобы у ребёнка было немного больше свободного времени, но не терялась связь со сверстниками;
  • спортивный или творческий график ребёнка не совпадает со школьным.

Заочное обучение

Ребёнок не ходит в школу и осваивает программу своими силами, с помощью репетиторов или онлайн-ресурсов. Но он находится в контингенте школы, а значит, нельзя менять программу, перескакивать через классы, и придётся придерживаться графика аттестаций.

Правда, контрольные можно сдавать дистанционно: через сайт школы или, например, по Скайпу. В законе это называется «реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Иными словами, дистанционное обучение не является его самостоятельной формой, это лишь способ организации учебного процесса.

На заочку переводят в основном старшеклассников, и тоже редко. Ведь юридически при получении образования в школе (неважно в какой форме) ответственность за его качество лежит на администрации и преподавателях. Если заочник плохо подготовится и не сдаст аттестацию, спросят с учителей.

Заочная форма подойдёт, если:
  • ребёнок прекрасно осваивает программу сам;
  • семья часто переезжает или много путешествует;
  • ребёнок профессионально занимается спортом или творчеством.

Получение образования вне организации

Главное отличие от получения образования в организации заключается в том, что ответственность за качество знаний лежит не на школе, а на родителях или самом учащемся.

Обеспечить ребёнка основным общим образованием обязаны родители. Поэтому до получения аттестата за 9 класс обучение вне школы называется семейным. Решение о переходе на эту форму принимают мама с папой с учётом интересов ребёнка.

В 10–11 классах, а также если совершеннолетний человек в своё время не доучился и решил наверстать упущенное, эта форма именуется самообразованием. Ответственность — на обучающемся.

Семейное образование

Семейное образование (СО), как форма обучения — гибкое и вариативное. Родители вправе выбирать любую программу и по-разному организовывать учебный процесс. Никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок, главное, чтобы сдавал аттестации.

Аттестации на семейной форме и на самообразовании сдаются экстерном. Да-да, экстернат — это не форма обучения, а форма аттестации. О сущности экстерната по действующему законодательству у нас есть отдельная статья. Читать →

Основные виды СО:

  1. Хоумскулинг. Ребёнок обучается в семье и прикрепляется к школе несколько раз в год для сдачи промежуточных аттестаций. Родители могут преподавать сами, нанимать репетиторов или подключать онлайн-школы. В последнем случае семейное обучение часто путают с надомным и дистанционным, но, как вы уже поняли, это разные вещи.
  2. Анскулинг. То же самое, только ребёнок не придерживается какой-то программы и не прикрепляется к школе для сдачи аттестаций вплоть до 9 класса. Про нюансы анскулинга у нас также есть статья. Читать →
  3. Альтернативные школы. Родители практически полностью делегируют обучение ребёнка, но тщательно выбирают систему. Это могут быть Монтессори- или Вальдорф-школы, демократические школы или школы одного дня, учебные заведения, работающие по различным авторским методикам, и, конечно же, цифровые школы.
Семейная форма подойдёт, если:
  • ребёнку тесно в рамках классической школы, он хочет учиться больше, лучше и быстрее;
  • ребёнок совмещает с учёбой профессиональный спорт или концертную деятельность;
  • он не успевает за темпом других детей, и ему нужен особый подход;
  • у ребёнка конфликты с одноклассниками или учителями;
  • у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности, либо не нравится вариант надомного обучения;
  • семью не устраивает традиционная школьная система, нет контакта с администрацией школы и преподавателями;
  • семья часто переезжает или живёт в другой стране, но хочет, чтобы у ребёнка был российский аттестат.

Самообразование

Всё то же самое, что на семейной форме, только для учащихся старше 15 лет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector