Sckontakt.ru

Уроки онлайн
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Адаптация студента к обучения в вузе

Адаптация студента к обучения в вузе

Способность адаптироваться – одна из особенностей личности человека. Она формируется под влиянием окружающей среды. Вуз – это тоже часть окружающей среды. В этой среде человек формируется как профессионал и как личность.

В процессе учебно-профессиональной деятельности у студента развиваются профессионально значимые качества, происходит адаптация к профессиональной деятельности.

О социальной адаптации личности пишут в своих работах Ф.Б. Березин, О.С. Гребенюк, В.В. Синявский и др.

Обучение в вузе отличается от школьного. В школе учителя все время побуждают учащихся к занятиям. В вузе обучение строится иначе. Здесь другие, незнакомые формы обучения: лекции, семинары, зачеты. Многие первокурсники испытывают трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы, неумением конспектировать лекции, работать с учебниками, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли.

Поэтому вопросы адаптации и дезадаптации занимают многих исследователей.

Так, Г.Ф. Токарева рассматривает типологию процесса адаптации:

1. односторонний тип взаимодействия – заключается в приспособлении студента к среде;

2. конфликтный тип взаимодействия – представляет собой наличие адаптивной ситуации, нарушение баланса между социальной системой и средой, состояние напряженности, дискомфорта и т. д.;

3. тип студента и вуза – вуз целенаправленно задает ситуацию, в которой формируются новые качества, значимые для успешного процесса адаптации студента [4].

Е.В. Крутых исследовала особенности субъектной позиции студентов в формировании социально-психологической адаптации к условиям обучения в вузе. К дезадаптированным студентам относились юноши и девушки с завышенной самооценкой и негативным отношением к окружающим. К себе положительно относятся большинство юношей и девушек. Испытывают больший эмоциональный дискомфорт студенты, поступившие в университет сразу после школы и через 4 года после ее окончания [2].

Помимо изучения адаптационных процессов в вузе, специалисты предлагают различные варианты помощи студентам. В.Л. Бозаджиев разработал комплекс педагогических условий для успешной адаптации студентов младших курсов [1]. Но, в основном, работа по адаптации первокурсников в вузе является одним из направлений деятельности психологических служб вузов. Наиболее эффективными считаются социально-психологические тренинги и тренинги личностного роста по развитию навыков и умений. «Студенты учатся более открыто выражать собственные чувства и откликаться на чувства других, глубже понимать себя и собеседников, принимать и поддерживать друг друга «здесь и теперь». Опыт, который студенты приобретают в такой специально организованной группе, помогает решать проблемы, возникающие при межличностном взаимодействии» [3, С.310].

Адаптация даёт возможность личности приспособиться к новым условиям, сформировать новые способы поведения для преодоления возникающих трудностей.

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

ФОРМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Кроме того, актуальность исследования адаптации первокурсников в социальном коллективе вуза обусловлена изменением привычной для них системы обучения и социальных отношений, при которых они выступают в роли студентов.

Начало обучения в общеобразовательном учебном заведении, принятие учеником школы новой социальной роли – роли студента – наиболее значимый период, влияющий на возможности личной самореализации, профессионального самоопределения и построения карьеры. Именно в этот период происходит первая встреча студента с той психологической средой, которая создана в учебном заведении, и с которой ему предстоит в различных формах и по разным поводам взаимодействовать все годы обучения. Современное образование нацелено на решение таких задач, как создание условий для повышения конкурентоспособности личности, обеспечение профессиональной и социальной мобильности, форми­рование кадровой элиты общества, основанной на свободном разви­тии личности. В соответствии с этим целями кураторской деятель­ности являются сплочение коллектива, формирование профессиональ­ных качеств студентов и кураторов, потому что именно в коллективе создаются оптимальные условия для реализации личностного потен­циала и развития способностей (коммуникативных, организаторских, аналитических). Это возможно при использовании активных форм ра­боты: тренинговых занятий, деловых игр, групповых дискуссий.

Различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения:

1.Адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре учебного заведения и к содержанию обучения в нем;

2. Адаптация общественная, то есть процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;

3. Адаптация дидактическая, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в вузе.

Для успешной адаптации необходимым является проявление активной позиции, которая должна быть не только у преподавателя, но и у студента, то есть должна быть совместная деятельность. Студент должен сам находить и выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной цели, преподаватель – создавать для этого условия. Главная задача педагога, особенно в адаптационный период, раскрыть перед студентами широкое поле выбора, которое часто не открывается перед людьми юношеского возраста из-за их ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний и неосвоенности всего богатства культуры.

Именно на первом курсе формируется отношение молодого человека к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается «активный поиск себя». Даже отлично окончившие школу, на первом курсе не сразу обретают уверенность в своих силах. Первая неудача порой приводит к разочарованию, утрате перспективы, отчуждению, пассивности. В связи с такими причинами адаптация первокурсников может вызвать множество трудностей. Процесс адаптации каждого студента идет по-своему.

Во всех вузах обычно специально планируется система мероприятий, способствующая адаптации первокурсников к условиям вуза. К числу наиболее важных мероприятий относятся: работа по формированию и комплектованию академических групп; ритуал «Посвящение в студенты» и чтение курса «Введение в специальность»; выступления ведущих преподавателей в группах; знакомство с историей вуза и выпускниками, прославившими его; организация консультационных пунктов в общежитии силами преподавателей и студентов-первокурсников; введение ежемесячной аттестации, что позволяет контролировать самостоятельную работу студентов, вовремя оказывать им необходимую помощь

К сожалению, не у каждого студента и не в каждой группе все стадии проходят благополучно, в результате — у студентов первокурсников может возникнуть кризис в адаптации. Кризис в адаптации — это этап адаптационного процесса, во временных рамках которого имеет место резкое снижение показателей адаптированности студентов, сопровождаемое отрицательными эмоциональными переживаниями, как результат неадекватного реагирования на предъявление требований, представлений о собственной неэффективности, выход из которого осуществляется посредством создания условий для функционирования психологических механизмов на разных уровнях личности.

Продолжительность приспособления к новым социальным условиям составляет 5-6 недель. Наиболее сложными оказываются первые две недели, когда фиксируется бурная реакция на комплекс новых воздействий. Особенно важен каждый день первой недели адаптации. Программу адаптации первокурсников с учетом результатов диагностики реализуют кураторы. Они решают проблему сплочения в единый коллектив разнородной группы студентов, пришедших на первый курс из разных школ и проживающих в разных населенных пунктах. За короткий срок кураторы стремятся найти к каждому студенту индивидуальный подход, раскрыть перспективы будущей профессиональной деятельности. Перед куратором стоит сложная задача — сделать так, чтобы каждый студент чувствовал свою нужность, значимость в соответствии с реальными возможностями. Таким образом, при всем многообразии задач кураторской деятельности его главной целью является помочь студентам правильно организовать деятельность, найти свое место в жизни учебной группы и всего учебного заведения. Характеризуя модель кураторской деятельности, следует остано­виться на основных ее компонентах: целеполагании, мотивационном, ориентировочном, исполнительском и контрольно-оценочном. Все эти компоненты способствуют более успешной адаптации студентов первых курсов.

В процессе адаптации может возникнуть стадия затрудненной адаптации. Она характеризуется сочетанием внешних и внутренних трудностей, которые могут приобрести устойчивый характер, перейти в дезадаптированность. На стадии затрудненной адаптации возникает противоречие между требованиями изменившейся социальной ситуации и потребностями, стремлениями, ценностными ориентациями студента; между внешним состоянием среды и внутренним состоянием студента, между объективно возникающими затруднениями и недостаточными субъективными возможностями их преодоления.

Если студент еще до поступления в вуз твердо решил вопрос о выборе им профессии, осознал ее значение, ее положительные и отрицательные стороны, требования, которые она выдвигает, то обучение в вузе будет целенаправленным и продуктивным, а адаптация будет осуществляться без особых затруднений.

Читать еще:  Обучение управление государственными и муниципальными закупками

Список литературы:

1. Сухомлинский, В.А. Общество и учитель / В.А. Сухомлинский. – Киев, 1979.- Т. 5.- С. 115-129.

2.. Пирогом М.Н. Вперед, к прошлому. / «Первое сентября» 1997, №2. М.

3. Филькенштейн Э., Раутбарт Э. Школа и общество. / «Здравый смысл» – М. (2004, №2(31)). Изд-во МГУ.

Адаптации студентов первого курса в вузе

Дата публикации: 04.03.2014 2014-03-04

Статья просмотрена: 6946 раз

Библиографическое описание:

Кузьмишкин, А. А. Адаптации студентов первого курса в вузе / А. А. Кузьмишкин, Н. А. Кузьмишкина, А. И. Забиров, И. Н. Гарькин. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 933-935. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9664/ (дата обращения: 14.04.2020).

Социально-экономические преобразования, накопление новых знаний в различных отраслях науки, совершенствование процессов производства, стремительная информатизация общества — все это привело к возникновению новых требований к современному человеку. Обществу необходимы люди, способные не только сосуществовать с окружающей средой, но и реализовывать свой внутренний потенциал. Большая часть современной молодежи испытывает сложности в саморазвитии в условиях изменяющейся действительности.

Адаптации личности студентов является на современном этапе развития высшей школы одной из наиболее значимых проблем. От того, как они будут подготовлены на первом этапе, зависит уровень их дальнейшей профессиональной подготовки и деятельности.

Начальный период обучения в вузе связан с социальными переменами, изменением прежних стереотипов, стрессовыми ситуациями и т. д. У ряда студентов это может привести к подмене реального чувства взрослости такими действиями, как свобода посещений занятий, внешние формы реализации своего «Я». Все это может перейти в нежелание учиться, посещать учебное заведение, участвовать в общественной жизни [1].

По мнению многих ученых адаптация должна проходить как активное творческое приспособление студентов к условиям высшей школы, в процессе которой у них формируются навыки и умения организации умственной деятельности, призвание к избранной профессии, рациональный коллективный и личный режим труда, досуга и быта, система работы по профессиональному самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

Адаптация происходит на протяжении всех лет обучения. Только к третьему курсу формируются значимые для студента навыки самоконтроля, организованности, ответственности. Адаптация личности студента к обучению — это сложный, длительный, а порой острый и болезненный процесс. Психолого-возрастные особенности студенчества характеризуются эмоциональной незрелостью, открытостью, внушаемостью, самоидентификацией. В этот период студентам важно именно окружение, в котором они находятся. Очень часто в одну группу попадают юноши и девушки с разным социальным уровнем, а именно — провинциалы и городские жители. Период адаптации данных категорий будет различным.

Средой адаптации студентов выступает образовательная система вуза в целом, которая характеризуется как структурными, так и функциональными компонентами.

Вузовская адаптация — процесс, во-первых, непрерывный, так как не прекращается ни на один день, а во -вторых, колебательный, поскольку даже в течение одного дня происходит переключение в самые различные сферы деятельность, общение, самосознание [2, 3].

Многочисленные исследования показали, что наиболее «хрупкими»и уязвимыми во многих отношениях являются именно студенты первого курса. Поэтому именно в первом семестре первого курса максимально необходима и возможна помощь первокурснику.

Анализ анкет, наблюдения и беседы с кураторами групп, преподавателями, студентами позволили выявить основные проблемы адаптации первокурсников к обучению в вузе:

— неумение распределять свое время и силы;

— неготовность к выполнению высоких требований преподавателей;

— неготовность работать с большим объемом новой информации;

— отсутствие привычного контроля и опеки со стороны родителей, учителей;

— неготовность к обучению, основанному на полной самостоятельности;

— отсутствие у некоторых студентов трудолюбия, силы воли, а главное — желания учиться.

На наш взгляд, ведущим условием эффективности процесса адаптации, как показывает теоретический анализ материалов, является целенаправленное педагогическое управление этим процессом. Управлять адаптивным процессом обучения на младших курсах вуза — значит сознательно и последовательно обеспечить переход от одной стадии развития личностных отношений и ценностей к другой, более совершенной. Поэтому педагогически целесообразно определить критерии и показатели, с помощью которых можно было бы замерять успешность процесса личностной адаптации в условиях обучения в вузе.

Ежегодно для студентов первых-вторых курсов назначаются кураторы, деятельность которых нацелена на формирование у студентов гражданско-патриотической позиции, духовной культуры, социальной и профессиональной компетентности, воспитание здорового образа жизни, оказание помощи в организации познавательного процесса, содействие самореализации личности студента, повышению интеллектуального и духовного потенциалов. Куратор знакомит первокурсников с законодательством в области образования, Уставом университета, Правилами внутреннего распорядка и Правилами проживания в общежитии, правами и обязанностями студента, работой библиотеки, здравпункта, организацией культурно-массовый и спортивно-оздоровительной деятельности; с историей и традициями университета; воспитывает уважение к ценностям, нормам, законам, нравственным принципам, традициям университетской жизни; контролирует текущую и семестровую успеваемость и внеучебную занятость; участвует в развитии различных форм студенческого самоуправления; помогает в культурном и физическом совершенствовании студентов; содействует привлечению студентов к научно-исследовательской работе и различным формам внеучебной деятельности и т. д.

На сайте нашего университета на странице по внеучебной и воспитательной работе размещается информация о проводимых в университете мероприятиях, новости воспитательной и внеучебной работы и другая полезная информация как для преподавателей, так и для студентов.

Для наилучшей адаптации студентов первого курса на базе института Инженерной экологии создан образовательный комплекс в состав, которого входят школы, лицеи, гимназии, техникумы и колледжи города. В них ежегодно проводятся работы с возможными абитуриентами, что позволяет заранее подготовить «почву» для успешной адаптации будущих студентов.

Таким образом, для более успешной адаптации первокурсников, на наш взгляд, необходимо:

1. Учитывать трудности адаптации первокурсников при построении учебных планов;

2. Использовать различные методы обучения, ориентированные не на зазубривание изучаемых дисциплин, а, в первую очередь, на обучение студентов умению выявлять главные и второстепенные причины, следствия и другие стороны изучаемых проблем;

3. Проведение курса «Введение в специальность», в рамках которого студенты первого курса должны получить четкое представление о выбранной специальности, методах и формах обучения, видах, представляемых формах отчетных документов, организации их содержания, периодах сдачи текущего и итогового контроля знаний и др.;

4. Использовать у студентов первого курса системы адаптационных тренингов;

5. Повышение роли куратора в адаптации студентов к условиям обучения в вузе;

6. Активное привлечение первокурсников к социально-культурной жизни вуза

7. Привлечение студентов первого курса к участию в социальных и образовательных проектах [4], [5], [6].

1. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — П., 2008. — 270 с.

2. Пергаменщик Л. А. Психологические механизмы адаптации учащихся к новым условиям жизни и деятельности. — М., 2008.

3. Смык Л. А. Психология стресса. — М., 2008.

4. Гарькина И. А., Гарькин И. Н. Раскрытие творческого и научного потенциала школьников на примере реализации социально-образовательного проекта «Юные исследователи» [Текст] / И. А. Гарькина, И. Н. Гарькин // Молодой ученый. — 2013. — № 9. — С. 357–359.

5. Гарькин И. Н., Гарькина И. А. Реализация социально-образовательных проектов «СтройКадры» и «Юные исследователи» как одна из форм профориентационной работы // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 1; URL: http://www.science-education.ru/115–12056

6. Гарькина И. А., Гарькин И. Н. Профориентационная работа на примере реализации проекта «Стройкадры» в г.Пенза [Текст] / И. А. Гарькина, И. Н. Гарькин // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 744–746.

Адаптация студента к обучения в вузе

Ключевые слова: АДАПТАЦИЯ; СТУДЕНТЫ-ПЕРВОКУРСНИКИ; АНАЛИЗ; СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ; ADAPTATION; FIRST-YEAR STUDENTS; ANALYSIS; SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION.

Адаптация – это приспособление организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. У адаптации есть психологический аспект, который направляется на приспособление человека как личности к обществу вместе с требованиями этого общества, а также с его собственными мотивами и потребностями. Всем людям в процессе своего индивидуального развития и профессионально-трудового становления приходится проходить процесс психологической адаптации. Ярким примером данной адаптации является поступление в высшее учебное заведение. Поступление в ВУЗ является новой ступенью в жизни каждого человека. Только на первом курсе обучения в ВУЗе человек начинает осознавать самого себя, формирует своё отношение к учёбе и, что более важно, к своей будущей профессии. Первый год обучения для студентов считается наиболее сложным среди других. У студентов-первокурсников возникают трудности в процессе учебной деятельности, обычно их стереотипы меняются. Что происходит? Студентам трудно даётся привыкание к новым формам занятий, к увеличенному содержанию и объёму учебного материала. Нередко они не умеют конспектировать то, что диктуют преподаватели. Примерно 65–70 % студентов — приезжие, соответственно они выпускники сельских школ или же школ маленьких городов. Тут трудность в адаптации может быть связана с ограниченным количеством контактов в обществе, то есть с небольшим количеством человек в классе и в школе. Естественно, там все друг друга хорошо знают. А, приезжая в большой город и поступая в крупный вуз, молодые люди, в основном, опасаются из-за неумения правильно настроить контакт с не знакомыми людьми. Конечно, со временем тревога у них угасает. [1]

Читать еще:  Психолог дистанционное обучение

Психологические особенности студентов-первокурсников оказывают влияние на процесс их адаптации, как приспособление к новым условиям жизнедеятельности. Данный возраст (17-18 лет) характеризуется развитием личностных и психических качеств, интеллектуальной системы. Огромное количество информации, необходимость рационально планировать своё время для самообучения, неудовлетворительная познавательная деятельность и критика риска принятия решений — все это то, к чему надо приспособиться. Поэтому в первые дни обучения все участники образовательного процесса вуза должны помочь студентам в преодолении трудностей, которые возникают во время их адаптации. Успешная и эффективная адаптация первокурсников в университете — это ключ к развитию каждого студента не только как будущего специалиста, но и как человека. [2]

Адаптация к студенческой жизни — это очень сложный процесс. Организация учебной деятельности на первом курсе в вузе вовсе не обеспечивает адаптации студентов к специфическим условиям обучения. Преподаватели не всегда верно подходят к организации педагогического процесса и не всегда уделяют достаточного внимания к тому, чтобы студенты адаптировались к учебному процессу, поэтому многие первокурсники достигают адаптации в вузе путём собственных усилий, а также благодаря новообретённым друзьям, то есть одногруппникам/однокурсникам. [3]

В рамках данной статьи был проведён опрос среди студентов НГПУ им. Козьмы Минина. Согласно исследованию, 90 % опрошенным было не тяжело адаптироваться к вузу. 70 % достаточно быстро адаптировались к своей учебной группе, а 30 других % не так быстро, как хотелось бы, но никто не ответил, что процесс адаптации к своей группе был долгим. Студенты отметили, что существовали следующие проблемы в адаптации на первом курсе:

— неумение самостоятельно изучать материал;
— неумение распределять своё время и силы;
— неготовность выполнять те требования, которые дают преподаватели;
— неготовность к полной самостоятельности, основанной на отдельном проживании в другом городе;
— неготовность работать с объёмом информации, нужным для обучения;
— отсутствие желания учиться. [1]

Больше всего человек проголосовали за последний пункт. На последний вопрос студенты ответили, что в адаптации им помогли одногруппники, семья, и, конечно же, они сами самостоятельно справились с этим.

Можно сделать следующие выводы: процесс адаптации у опрошенных студентов прошёл положительно, все рано или поздно смогли адаптироваться к своей группе и непосредственно к учебной деятельности, но, к сожалению, преподаватели ни коем образом не помогли им в этом, ребята столкнулись с некоторыми проблемами (которые перечислены выше), особенно встал остро вопрос в желании учиться, почему-то будучи первокурсниками у этих студентов оно отсутствовало, следовательно, адаптироваться им было немного труднее, ведь не желая учиться, им не особо хотелось «вливаться» в студенчество.

Я думаю, что для более быстрой адаптации студентов к университету, нужна помощь не только со стороны семьи, одногруппников или преподавателей, но и участие в активной студенческой жизни университета. Когда я и мои одногруппники были на первом курсе, нам помогли наши кураторы, которые вовлекли нас в творческую, спортивную, научную и общественную жизнь университета. С начала учебного года мы стали принимать участие в различных конкурсах и мероприятиях на базе нашего факультета и всего университета, тем самым мы довольно быстро освоились в нашем вузе, затем привыкли и ко всем новым для нас нюансам учебной деятельности университета. Таким образом, студентам-первокурсникам не нужно бояться перемен и всего нового. Университет – это важный этап в жизни каждого человека и его будущего. Главное – верить, что всё получится, ведь в адаптации нет ничего страшного, это естественный процесс приспособления к новым условиям жизни.

Адаптация студента к обучения в вузе

Проблема адаптации студентов, поступивших в высшие учебные заведения, сегодня достаточно актуальна. Это связано с тем, что образование является «источником, обеспечивающим кадровый потенциал инфраструктуры экономики» [3]. Эффективность подготовки кадров, отвечающих вызовам времени, требует особых условий, в которых бы будущий специалист чувствовал себя уверенно и комфортно. К сожалению, вновь поступивших в высшее учебное заведение студентов дискомфорт преследует достаточно долго, иногда заканчиваясь отчислением или добровольным уходом. В условиях современного общества, характеризующегося динамизмом, социально-экономической напряженностью, необходимостью решать большое количество вопросов, резко возрастают требования к адаптивным навыкам человека. Это повышает ответственность высших учебных заведений за успешную адаптацию студентов к вузовскому обучению и созданию для этого специальных условий.

Исследования психологических аспектов адаптации человека к различным условиям среды достаточно широко представлены в работах Б.Г. Ананьева, В.В. Антипова, В.В. Гриценко, Э.Ф. Зеера, В.В. Константинова, А.А. Налчаджяна, А.А. Реана и др.

Вопросы социальной адаптации рассматриваются в трудах Л.Г. Дикой, Р.Ф. Ихсанова, А.Л. Журавлева, Н. Смелзера, О.С. Советовой, Н.С. Южаниной, и др.

Проблемы адаптации студентов к учебному процессу вуза нашли отражение в исследованиях С.А. Гапонова, Н.И. Козловского, Р.С. Низамутдинова, B.C. Новикова, Ю.В. Щербатых и др.

Как показало изучение научных источников, адаптация представляет собой целостный биологический, физиологический, психологический, социальный и педагогический процесс, который носит сугубо индивидуальный характер, что в значительной мере определяет степень её воздействия на личность. Различают следующие виды адаптации: биофизиологическую и социально-психологическую. Биофизиологическая адаптация – приспособление организма к устойчивым и меняющимся условиям среды, а также к изменениям и в самом себе. Социально-психологическая адаптация – привыкание индивида к новым условиям среды с затратой определенных сил организма, а также взаимное приспособление индивида и среды.

С точки зрения А.А. Реана, социально-психологическая адаптация – это активное самоизменение личности в соответствии с требованиями ситуации [5]. Адаптация является предпосылкой активной деятельности и ее необходимым условием. В этом и заключается положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли.

Социально-психологическая адаптация студентов, поступивших в высшие учебные заведения, имеет свои особенности. Это связано с тем, что студенты меняют привычные бытовые условия на совершенно иные: быстрый переход к самостоятельной взрослой жизни, незнакомый коллектив, личная свобода, неконтролируемая родителями, разрушение прежних социальных связей и др. Основным фактором, к которому надо адаптироваться студенту, является совершенно по-новому организованный учебный процесс. Студенты сталкиваются с новыми формами и методами обучения, отличными от школьных, новыми эмоциональными переживаниями; у них меняется режим труда и отдыха, сна и питания (А.С. Фаустов, И.Б. Бойкина).

Если адаптация не наступает и студент не может приспособиться к новым условиям, возникают дополнительные затруднения в освоении предмета деятельности, вплоть до нарушений ее регуляции. В связи с этим современная система высшего образования должна предусматривать формирование объективных предпосылок для успешной адаптации личности студента при поступлении в высшее учебное заведение, моделируя процесс социально-психологической адаптации и управляя им.

Авторское исследование было осуществлено в 2012–2014 годах на базе Астраханской государственной медицинской академии. Целью исследования являлось выявление уровня социально-психологической адаптации первокурсников к обучению в медицинской академии.

Читать еще:  Snta дистанционное обучение

Понимая под адаптацией студента к обучению в высшем учебном заведении непрерывный процесс активного приспособления к условиям социальной среды, изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебного процесса, преобразование среды «под себя» [1], мы выделили следующие ее компоненты: мотивационный, познавательный, коммуникативно-поведенческий.

Мотивационный компонент социально-психологической адаптации указывает, насколько адекватно студент воспринимает и оценивает себя и свои социальные связи, соизмеряет свои потребности и возможности, осознает мотивы своего поведения в новой среде.

Мы выделяем три уровня сформированности мотивационного компонента: низкий, средний и высокий. Низкий характеризуется тем, что студент неадекватно оценивает себя, слабо осознает мотивы своего поведения, не соизмеряет свои потребности и возможности. Средний уровень характеризуется затруднениями в оценке себя, осознании мотивов поведения, студент эпизодически соотносит свои потребности и возможности. Высокий уровень проявляется в адекватном оценивании студентом себя, четком осознании своих потребностей и возможностей, мотивов поведения.

Познавательный компонент связан с наличием знаний о социальной среде, в которой человеку предстоит адаптироваться, с овладением способами ориентировки в ней. Когнитивные процессы обеспечивают осознание индивидом себя как члена определенной социальной группы.

Мы определяем три уровня сформированности познавательного компонента: низкий уровень познавательного компонента характеризует студентов, которые имеют минимальные знания о среде, в которой им предстоит адаптироваться, не могут ориентироваться в ней и не осознают свою причастность к окружающим их людям. Средний уровень характерен для студентов, имеющих эпизодические знания о среде, в которой им предстоит жить и учиться, ориентируются лишь в отдельных событиях среды, осознают причастность к окружающим их людям лишь в некоторых ситуациях. Высокий уровень указывает на то, что студенты хорошо знают среду, в которой им предстоит адаптироваться, легко ориентируются в ней и осознают свое единение с окружающими людьми.

Коммуникативно-поведенческий компонент проявляется в способности личности анализировать и решать социальные задачи, реализовать поведенческие стратегии и включает в себя умения устанавливать конструктивные отношения во взаимодействии как с отдельными личностями, так и с группой, к которой адаптируется человек [2].

Мы выделяем три уровня сформированности коммуникативно-поведенческого компонента. Низкий уровень характеризуется отсутствием у студентов способности анализировать и решать социальные задачи и вести себя в обществе. Студенты данного уровня испытывают значительные затруднения во взаимодействии с отдельными личностями и группой, в которой им предстоит адаптироваться. Средний уровень указывает на некоторые затруднения в анализе и решении социальных задач и поведении. Умения устанавливать конструктивные отношения как с отдельными личностями, так и с группой, к которой адаптируется студент, проявляются эпизодически. Высокий уровень отражает способность студентов анализировать и решать большинство социальных задач самостоятельно, выстраивать и осуществлять целесообразные поведенческие стратегии, уметь устанавливать конструктивные отношения как с отдельными личностями, так и с группой, к которой адаптируется студент.

Таким образом, мы представили поуровневую характеристику сформированности компонентов социально-психологической адаптации студентов, которая позволит репрезентативно определить уровни ее сформированности у студентов медицинского вуза и смоделировать процесс, позволяющий более успешно сформировать перечисленные выше компоненты социально-психологической адаптации.

Поскольку целостность любой системы достигается взаимосвязью между структурными и функциональными компонентами, социально-психологическая адаптация была представлена нами как поэтапный динамический процесс, целью которого является оптимальное соответствие личности и окружающей среды. В данном процессе выделены диагностический, информационный, организационно-деятельностный и рефлексивный этапы. Каждый из этих этапов включал в себя совокупность компонентов: цель – содержание – организация – результат.

Процесс социально-психологической адаптации осуществлялся в ходе реализации программы «Адаптация студентов первого курса», разработанной преподавателями кафедры психологии и педагогики Астраханской государственной медицинской академии. Программа была рассчитана на учебный год и осуществлялась с учетом структурных компонентов социально-психологической адаптации и выделенных этапов процесса.

Цель первого (диагностического) этапа состояла в формировании у первокурсников адекватной самооценки и осознании своих возможностей и мотивов деятельности в новой для них среде вуза.

Исследователями отмечено, что у большинства студентов, поступивших на первый курс, отмечается высокий уровень тревожности, неуверенность в своих силах, неудовлетворенность своей деятельностью в новых условиях, что в дальнейшем ведет к дезадаптации [4]. Для нас было важным, чтобы каждый первокурсник осознал свои силы, сформировал положительную Я – концепцию, определил свои силы и возможности для обучения в данном учебном заведении. На данном этапе ведущую роль в изучении особенностей личности каждого студента играли психологи кафедры и кураторы групп. В работе со студентами использовались такие диагностические методики, как анкетирование, тестирование, опросы, изучение документов, индивидуальные беседы, наблюдения, социометрия и т.д. Мы изучали уровень самооценки, учебную мотивацию, профессиональную направленность, наличие тревожности, взаимоотношения в группах и др. Анализ полученных данных позволил нам увидеть трудности у студентов нового набора и определить направления работы с каждым из студентов индивидуально. Студенты же смогли с помощью психологов адекватно оценить себя и осознать мотивы своей деятельности в новых условиях.

На втором этапе – информационном – основной целью стало информационное насыщение студентов знаниями о вузе, в который они пришли учиться, его традициях, нормах, правилах, требованиях, способах жизнедеятельности. Со студентами встречались проректора, деканы, заведующие кафедрами, которые рассказывали об организации жизнедеятельности в учебном заведении. Были организованы экскурсии в музей и библиотеку академии, проведены собрания в группах с разнообразной тематикой: «Мы – группа», «Законы, по которым мы живем», «Врачами славится Россия» и др. Под руководством психологов студенты прошли через систему тренингов. Особый эмоциональный подъем они ощутили в период подготовки и проведения вечера посвящения в студенты. Все вышеизложенное было направлено на то, чтобы студент безошибочно смог ориентироваться в организации жизнедеятельности академии, чувствовать себя достаточно комфортно в новых условиях и включаться в новую систему отношений.

На третьем – организационно-деятельностном этапе – мы включали первокурсников в различные виды деятельности познавательного, творческого, общественно значимого и коммуникативного характера, чтобы научить их выстраивать свою модель поведения в различных ситуациях и развивать умения взаимодействовать с окружающими людьми. На этом этапе большое внимание уделялось вооружению студентов знаниями основ научной организации умственного труда: работа со справочниками, энциклопедиями, словарями, интернет-ресурсами, составление конспектов и др., поскольку необходимо было поддержать (а в некоторых случаях и формировать) положительную мотивацию учебной деятельности. Студенты участвовали в дискуссиях, круглых столах, где обсуждались проблемы подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в вузе и соотнесенности знаний и профессиональной компетентности. Важную роль в достижении цели третьего этапа сыграла совместная деятельность студента и преподавателя, формирующая партнерские отношения и развивающая субъектную позицию студента. Для включения студентов в досуговую деятельность были выбраны развлекательные программы, конкурсы, шоу, развивающие творческие способности студентов и обеспечивающие их комфортное самочувствие в вузе. Формирование коммуникативных умений осуществлялось в ходе тренинговых занятий.

Целью рефлексивного этапа стало осмысление студентами уровня своей адаптированности. Используя для диагностики опросник «Адаптированность студентов в вузе» Т.Д. Дубовицкой, многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина, анкетирование, беседы и др., мы выявляли, каков уровень сформированности того или иного компонента социально-психологической адаптации у первокурсников, наличие адаптационных проблем. Далее нуждающимся предлагалась психолого-педагогическая поддержка и организовывалась совместная деятельность студента и психолога по их преодолению.

Эффективность процесса социально-психологической адаптации студентов медицинского вуза подтвердилась диагностическими исследованиями. В диагностических исследованиях участвовало 100 первокурсников, отобранных методом случайной выборки. Сложность работы состояла в том, что мы не могли выявить контрольную группу в связи с негуманностью такой постановки вопроса, поскольку все студенты были включены в процесс социально-психологической адаптации. Результаты представлены по сравнительным данным констатирующего и исходного срезов. В ходе исследования было выявлено, что на начальном этапе эксперимента менее трети респондентов имели высокий уровень сформированности компонентов адаптации (табл. 1). Особенно слабо сформированными оказались мотивационный (38 %) и коммуникативно-поведенческий компонент (28 %) .

Уровни сформированности социально-психологической адаптации у студентов медицинского вуза в начале опытно-экспериментальной работы

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector