Sckontakt.ru

Уроки онлайн
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Онлайн олимпиады по русскому языку 7 класс

Олимпиада по русскому языку 7 класс, задания с ответами

Готовясь к участию в олимпиаде, школьники должны повторить основные разделы, пройденные на уроке. Для этого на этой странице представлены примеры олимпиадных заданий по русскому языку для 7 класса. Используйте их на уроке для того, чтобы помочь учащимся обобщить и актуализировать пройденный материал.

Школьники смогут обобщить изученный материал и подготовиться к олимпиаде, решая тестовые задания и отвечая на открытые вопросы. Кроме этого, представлено несколько творческих заданий. К каждому из заданий указаны правильные ответы или примеры решений. Поэтому представленный комплект заданий можно использовать для самостоятельной подготовки.

Олимпиада по русскому языку 7 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

Тестовые задания

1. От какого глагола не образуется действительное причастие настоящего времени?
А) проходить
Б) видеть
В) рапортовать
Г) посмотреть

2. В каком предложении НЕ пишется слитно с обоими словами?
А) Одет он (не)лепо, (не)по-нашему.
Б) Уходя из дома, (не)оставляйте (не)выключенные электроприборы.
В) Выглядел он (не)ряшливо и говорил (не)искренне.
Г) (Не)набив шишек, (не)научишься кататься на велосипеде.

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НИ?
В чертогах Снежной королевы Каю казалось, что лучше ему (1)где быть (2) может. Он (3)мало (4) беспокоился о своей судьбе.
А) 1, 4
Б) 1
В) 1, 2, 3, 4
Г) 1, 3

4. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
А) Вот раздалося (КУ)КУ (В)ДАЛЕКЕ.
Б) (В)СЛЕДСТВИЕ сильных морозов занятия отменили, (ЗА)ТО можно было выспаться.
В) (НЕ)СМОТРЯ на то что был поздний час, (КОЕ)ГДЕ в окнах горел свет.
Г) Я (ТО)ЖЕ научился решать задачи (НА)ПОДОБИЕ треугольников.

5. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
А) насух..
Б) снов..
В) к..литка
Г) акв..рель

6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
А) балУясь
Б) досЫта
В) килОметр
Г) нАчавший

7. В каком примере не нарушена речевая норма?
А) напишущий изложение
Б) аэрозоль для моли
В) уверенность в победе
Г) поделиться о впечатлениях

8. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
А) Это был трудный путь, и люди, утомлённые им, падали духом.
Б) Алёша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук Чернушку, которая от страха взлетела на кровлю сарая и там продолжала кудахтать.
В) Тьма заполнила комнату, камин потух, и тени пропали, а гномы продолжали играть.
Г) Злая мачеха вскочив, об пол зеркальце разбив, в двери прямо побежала и царевну повстречала.

9. В каком наречии на месте пропуска пишется буква А?
А) досрочн..
Б) измученн..
В) искос..
Г) влев..

10. Какое наречие пишется слитно?
А) (по)молодецки
Б) (в)миг
В) (где)то
Г) (с)налёту

Открытые вопросы

Вопрос 1
Определите количество букв и звуков в словах.
Неуютно, неприязнь, пожелание, взволнованный, отъехать, январь.

Вопрос 2
Расставьте ударение в словах:
Дефис, звонишь, договор, торты, процент, каталог, прибыл, положил, черпать, средства, досуха, втридорога.

Вопрос 3
Какими русскими словами-синонимами можно заменить заимствованные слова?
Трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.

Вопрос 4
В какой из приведенных пар фразеологизмов отношения иные, чем в остальных?
Тертый калач – стреляный воробей,
два сапога пара – одного поля ягоды,
ни рыба ни мясо – ни богу свечка ни черту кочерга,
сесть на мель – сесть в калошу,
что есть духу – во все лопатки.

Вопрос 5
Школьники, живущие и обучающиеся в России, могут сказать, что они знают русский алфавит от А до Я. А что могли бы сказать о знании своего алфавита ученики Древней Греции? А Древней Руси?

Творческие задания

Задание 1
Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов:
Люк, ожог, киль, араб, лёд, краб.

Читать еще:  Олимпиады для школьников онлайн бесплатно

Задание 2
Найдите среди фразеологизмов искаженные и исправьте ошибки. Объясните, что означают эти фразеологизмы..
Делать из комара слона, выносить сор из избы, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, кошку съел, кот наплакал, комар носа не подточит.

Задание 3
Учитель на уроке русского языка предложил ученикам объяснить значение слов. Правильно ли они это сделали? Если в толковании допущены ошибки, исправьте их.
Барышник – человек, который не работает, а ухаживает за барышнями.
Приказчик – тот, кто издает приказы.
Лапотник – медведь, у которого болят лапы.

Задание 4
В книге Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» героиня говорит «А не пролечу ли я всю землю насквозь? Вот будет смешно! Вылезаю, — а люди вниз головой! Как их там зовут. Антипатии, кажется?» Что имела в виду Алиса, употребляя слово антипатии? Как бы вы назвали людей, живущих на противоположной стороне земли? Как называется словарь, который помог бы ей их назвать?

Задание 5
Перед вами предложение на непонятном языке, которое, однако, построено по законам русского языка. Слова, употребленные в нем, также имеют русские приставки, суффиксы, окончания. Сделайте синтаксический разбор предложения, морфемный и морфологический разбор всех слов. Расставьте необходимые знаки препинания.

Кусодка нырво подзикала мызянаясь отпакать мылюту.

Ответы на тесты

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1: Неуютно – 7 букв, 8 звуков, неприязнь – 9 букв, 9 звуков, пожелание – 9 букв, 10 звуков, взволнованный – 13 букв, 12 звуков, отъехать – 8 букв, 7 звуков, январь – 6 букв, 5 звуков
Ответ на вопрос 2: ДефИс, звонИшь, договОр, тОрты, процЕнт, каталОг, прИбыл, положИл, чЕрпать, срЕдства, дОсуха, втрИдорога.
Ответ на вопрос 3: Трасса — дорога, дискуссия — спор, авеню — улица, шеф – начальник, маэстро – крупный музыкант, живописец, фиаско – неуспех, полная неудача
Ответ на вопрос 4:
Все пары фразеологизмов, кроме СЕСТЬ НА МЕЛЬ – СЕСТЬ ВКАЛОШУ, — синонимы. Сесть на мель – попасть в трудное положение, а сесть в калошу – поставить себя в неловкое положение.
Ответ на вопрос 5: В Древней Греции – от альфы до омеги. В Древней Руси – от аза до ижицы.

Ответы на творческие задания

Пример ответа на творческое задание №1: Куль, кожа, лик, пара, толь, парк
Пример ответа на творческое задание №2 Два сапога пара – похожи друг на друга (обычно по своим качествам, свойствам, положению и т.п.); стоят друг друга, один другого не лучше.
Заблудиться в трех соснах – не суметь разобраться в чем-нибудь простом, не суметь найти выход из самого несложного затруднения.
Собаку съел – имеет большой опыт, навык, основательные знания в чем-либо.
Пример ответа на творческое задание №3
Барышник – тот, кто занимается перепродажей ради барыша — прибыли; перекупщик.
Приказчик – тот, кто занимается торговлей по доверенности хозяина магазина, выполняет его поручения торгового характера; служащий помещика, управлявший помещичьим хозяйством и исполнявший различные хозяйственные поручения.
Лапотник – тот, кто делает, продает лапти; тот, кто ходит в лаптях, крестьянин.
Пример ответа на творческое задание №4
Судя по употребленному слову антипатии с греческой приставкой анти (anti), обозначающей противоположность или враждебность чему-либо, Алиса могла иметь в виду, например, антилюдей, антиангличан.
Словарь антонимов фиксирует группировки слов с противоположным значением.
Пример ответа на творческое задание №5
Кусодка нырво подзикала, мызянаясь отпакать мылюту.
Кусод — к –(а) – существительное женского рода в форме единственного числа, именительного падежа
нырв — о — наречие
по — дзик – а – л – (а) – глагол 1 спряжения в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, женского рода, единственного числа
мызян- а – я – сь – деепричастие несовершенного вида
от — пак — а — ть – глагол 1 спряжения в форме инфинитива
мылют – (у) – существительное женского рода в форме единственного числа, винительного падежа.

Читать еще:  Онлайн курсы кадровика бесплатно

Олимпиада по русскому языку для 7 класса

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Выбранный для просмотра документ Задания 7 класс.docx

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

2018-2019 учебный год

Время выполнения- 45 минут

Р асставьте ударение в словах:

Ломоть, иконопись, туфля, столяр, красивее, уведомить, черпать, украинский, эксперт, нефтепровод.

С колько слов здесь записано? Запишите ВСЕ слова парами. Как такие слова называются?

Атлас, орган, кругом, жаркое, хлопок .

Как делится на морфемы слово « розоватый» ?

Запишите числа словами.

Библиотечный фонд лицея в 2018 году пополнился 3 846 книгами.

К акие варианты постановки знаков препинания возможны в следующих предложениях? Объясните их.

Бабушка может быть дома.

За деревней видно ржаное поле.

Какими частями речи являются созвучные слова, на которых основан каламбур? Объясните написание частицы НЕ в этих словах.

— Скажите, доктор, почему это все мои дети не жили более года?

— Потому, сударыня, что вы их нежили более, нежели следует.

7. Исправьте ошибки в устном, непринуждённом общении людей.

Невозможно убедить тебя о том, что нужно учиться.

Помощи просить было не от кого.

Для меня это кажется странным.

Всё дело в этом зависит.

Пока ещё не о чём улыбаться.

Об этом вы решите дома.

Он мне ничего не рассказывает, совсем не касается о своей работе.

Как избежать такую ошибку?

8. Отгадайте фразеологические загадки:

1) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

2) Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.

3) Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают.

4) Не цветы, а вянут ; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают.

5) Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из неё сухими.

6) Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут и дёргают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят сказать лишнего.

9.В каких случаях значение устаревшего слова истолковано неверно? Дайте правильное толкование.

Ветрило – сильный ветер.

Ланиты – часть доспехов древнерусского воина.

Ферт – название буквы Ф.

Кузен – двоюродный брат.

Конка – городской транспорт с конной тягой

8. Наперсник – металлический колпачок, надеваемый на палец при шитье

10. Установите соответствие между названиями тропов и выделенными примерами к ним. Соотнесите букву и цифру.

5.Весна, я с улицы, где тополь удивлён,

Где даль пугается, где дом упасть боится… (Б.Пастернак)

6.Вздымаются светлые мысли

В растерзанном сердце моём,

И падают светлые мысли,

Сожжённые тёмным огнём. (А.Блок)

11. Какими русскими по происхождению словами можно заменить заимствованные слова?

Интуиция, экстренный, шарм, абсурд, шеф.

12. Прочитайте отрывок из текста XV века «Хожение за три моря Афанасия Никитина».

А со мною нѣт ничего. Никоеѧ книги… А ѧз забыл вѣры кр҃стьѧньские всее,

праздники кр҃стьѧнскые. Ни велика дн҃и, ни рж҃ства х҃сва не знаю…

Что такое «праздники кр҃стьѧнскые»? Какие праздники, перечисляемые в последнем предложении отрывка, забыл Афанасий Никитин?

Олимпиада по русскому языку. 7 класс

Олимпиада по русскому языку для 7 класса

Оксана Анатольевна Лисовская,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №82 г. Ульяновска

Читать еще:  Онлайн школа математика

Название учебно-методического комплекса: УМК по русскому языку В. В. Бабайцевой для 7 класса

Цели и задачи: Проверить знания учащихся по пройденному материалу, воспитывать интерес к литературе, развивать память.

Оборудование и материалы: раздаточный материал

Использованные источники художественные произведения, учебник русского языка, книги Розенталя, словари.

1. В документах Кунгурской приказной избы конца XVII века есть такие записи:

1) «Велено мне твоей, великого государя, казне деньги и мягкую рухлядь счесть» (1680 г.)
2) «Расспросные и пыточные речи о взятии денег с него, Гришки, и ковша, и жемчуга, и иной серебряной рухляди, и кружева» (1696 г.)

Какое значение имело раньше слово рухлядь? Каково современное значение этого слова? Какова роль прилагательных при слове рухлядь?

2. Торгуясь с Собакевичем за мертвые души, Чичиков говорит: «. Ни, ни, ни, даже четверти угла не дам, копейки не прибавлю». О какой сумме идет речь?

3. Расставьте ударения в следующих словах: алфавит, партер, средства, шофер, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева, вечеря, иконопись, включится, клала, мощностей, запорошенный, положила, оксюморон, боязнь, эпилог, мальчиковый, мельком, сливовый, сажень, исподволь, средства, задолго, засахарить, алкоголь, первообразный.

4. «Соберите» пословицы и запишите их с нужными знаками препинания.
Коня узнают по зубам. хороший умом. вторая натура. Конь играет удилами. Плохой человек славится озорством. Что хорошему человеку помеха. . человека по речам. . болтун языком. … то дурному утеха. Привычка.

5. Может ли в состав подлежащего входить имя существительное в родительном падеже? Если да, подберите примеры.

6. Мама говорит дочери: «Одень пальто, сегодня холодно». Права ли мама? Аргументируйте ответ.

7. Каким частям речи свойственны окончания:

А) -ый, -ого, -ому, -ый (-ого), -ым, -ом;

8. Какой морфемой являются выделенные части слов: всемирный, полубольной, ежедневно?

9. Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях.

[ж] Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.

[ш] Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

[т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.

10. Звук [Э] или [О]: атлет, житье-бытье, бытие, иноплеменный, современный, недоуменный, хребет, решетчатый?

Ответы

  1. Устаревшее значение слова «рухлядь» — домашняя утварь, пожитки. Мягкая рухлядь — меха; серебряная рухлядь — изделия из серебра. Современное значение слова — ненужные домашние вещи, старье.
  2. «Угол» — это 25-рублевая купюра. «Четверть угла» — 6 рублей 25 копеек.
  3. Алфавит, партер, средства, шофëр, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева, вечеря, иконопись, включится, клала, мощностей, запорошенный, положила, оксюморон и оксиморон, боязнь, эпилог, мальчиковый, мельком, сливовый, сажень, исподволь, задолго, засахарить, алкоголь, первообразный.
  4. Коня узнают по зубам, человека — по речам. Конь играет удилами, болтун — языком. Плохой человек славится озорством, хороший — умом. Привычка — вторая натура. Что хорошему человеку помеха, то дурному — утеха.
  5. Да, если оно сочетается с количественным числительным или существительным, обозначающим какую-либо меру: стакан чаю, два товарища.
  6. Правильнее сказать «надень пальто». Приставка о- выражает идею окружения чем-либо или облечения во что-либо (ср.: одеяло (не одежда!). Одежду на себя надевают. Переходные глаголы одеть и надеть различаются управлением по смыслу: первый предполагает в качестве косвенного дополнения (во что) примерно те же предметы, что второй — в качестве прямого дополнения.
  7. А) прилагательным, некоторым местоимениям, порядковым числительным в ед. числе; Б) существительным 1-го склонения в ед. числе; В) глаголам во мн. числе.
  8. В русском языке существуют корневые морфемы, выступающие в роли приставки (префикса). Называются они префиксоидами («оид» по-гречески «похожий»). Например, все- (всемирный, всенародный, всевозможный), полу- (полушарие, полугодие, полубольной), еже- (ежедневно, ежечасно, ежегодный) и др.
  9. 5, 4, 6
  10. Атлет, житьë-бытьë, бытие, иноплеменный, современный, недоумëнный, хребет, решетчатый и решëтчатый.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector